Почему инновации без плана внедрения обречены на провал

28.09.2017

Сергей Соловьев

Где в России развиваются технологии? И как с ними работать? Рассказывает эксперт ФРИИ Сергей Негодяев.

Что такое инновация? Казалось бы, не требуется объяснять. Но технологии блокчейн, новости о которой приходят почти каждый день, уже почти десять лет. Идее роботов скоро исполнится сто лет. Они все еще инновационны? «Конечно. Инновация – это то, что может дать новые результаты качественно и количественно. Неважно, когда появились идеи. Важно, как они воплощаются сейчас», – говорит директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев. Какие инновационные направления пока недостаточно развиты в России и ждут появления новых проектов? Что выгоднее – покупать готовые решения или самим разрабатывать новые технологии? Как интегрировать инновации в уже сложившийся бизнес? Обо всем этом – в интервью эксперта для Executive.ru.

По оценке Dow Jones VentureSource, Фонд развития интернет-инициатив входит в топ-5 самых активных венчурных фондов Европы. Финансирование ФРИИ получили более 330 компаний. По количеству сделок на ранней стадии в сфере IT его доля составляет 60-70% всего российского рынка. При этом фонд не ограничивается сотрудничеством со стартапами. Его специалисты консультируют крупный бизнес по вопросам, связанным с внедрением инноваций. В числе партнеров ФРИИ 170 крупнейших компаний из России и других стран.

Executive.ru: В конце июля 2017 года правительство России приняло программу «Цифровая экономика». Что она может изменить в инновационном процессе?

Сергей Негодяев: В реализации программы будут участвовать крупнейшие корпорации и организации страны: «Яндекс», Mail.Ru Group, Rambler&Co, Ростех, Росатом, Сбербанк, Ростелеком, фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив. Они обладают не только огромным совокупным финансовым капиталом, но и находятся в технологическом авангарде, обслуживают многомиллионный пул потребителей и, что особенно важно, контролируют каналы доступа к конечным клиентам. В результате их объединения уже накопленные большие данные будут сведены в единую базу, что создаст принципиально новые возможности для анализа. Учитывая поддержку государства, это действительно может изменить экономику. Причем не только российскую, потому что создание нового игрока такого масштаба неизбежно скажется на глобальном рынке.

Executive.ru: Что делать игрокам, не обладающим такими ресурсами? Инновации – это клуб миллиардеров? Или вход открыт для всех?

С.Н.: Начинать можно хоть с нуля. Главное – найти реально существующую рыночную потребность. Если есть большая проблема, которая никак пока не решается, то даже если предложить решение из песка и палок, которое будет хоть как-то снимать «боль», то у вас сразу же начнут покупать. Выручку можно инвестировать в новую разработку, найм сотрудников, дальнейшее продвижение – и по спирали потихонечку подниматься наверх.

Executive.ru: Можно выделить три самых популярных направления инноваций в России?

С.Н.: Самое популярное – перевод бизнеса из офлайна в онлайн. На втором месте формирование Marketplace. Третье место делят все остальные направления: машинное зрение, логистика, телемедицина, интернет вещей. Распределение неравномерное. Около 70% рынка – цифровизация. Дальше – по остаточному принципу.

Executive.ru: Значит ли это, что в реальном секторе инноваций нет?

С.Н.: Есть, конечно же. Просто они, по большей части, вписываются в эту статистику. Сейчас очень актуальны технологии, связанные с интернетом вещей(Machine-to-Machine Communication), а также самообучающиеся системы (Machine-Learning), анализ больших данных. Это взаимосвязанные технологии. Чтобы получить больше данных для анализа, разрабатываются новые способы сбора информации. Например, вместо приобретения дорогих новых станков, напичканных электроникой, можно прикрутить небольшую коробочку на свой старый станок, и он начнет отправлять данные «в облако» или в локальную сеть предприятия.

Читайте продолжение на Executive.ru