Почему российские стартапы никому не нужны

30.06.2017

Сергей Соловьев

На статус «стартапа» претендуют десятки тысяч российских проектов. Владимир Тарханов считает, что успеха заслуживают только некоторые из них.

Венчурному рынку России немногим больше 10 лет. Возраст еще детский, а проблемы уже взрослые. Были взлеты и падения, большие ожидания сменились разочарованием. Чего ожидать в ближайшем будущем? Нужны ли России стартапы – и нужна ли Россия нашим стартаперам? (на фото)

На вопросы Executive.ru отвечает Владимир Тарханов – генеральный директор фриланс-биржи FL.ru, основатель и руководитель сайта конкурсов среди дизайнеров dizkon.ru, ранее заместитель директора венчурного фонда Softline (на фото).

Executive.ru: Давайте начнем с терминологии. Кого вы считаете стартаперами?

Владимир Тарханов: Стартап в моем понимании – создание нового продукта, новой схемы работы, технологии. Нечто меняющее сложившийся порядок, или хотя бы переносящее опыт, приемы работы с одного рынка на другой. Этим занимаются настоящие стартаперы и их, к сожалению, очень мало – не более 5%.

Чуть больше стартаперов, которых можно назвать профессиональными спекулянтами. Они создают проекты с прицелом «продаться». Выступают на конференциях, участвуют в конкурсах, публикуются и собирают отзывы. Находят первые инвестиции. Постоянно демонстрируют рост. У них красивые презентации и эффектные графики. Все это правда, все цифры настоящие. Просто они не имеют смысла. Например, вместо выручки и доли на рынке рассказывают, сколько денег «подняли» на первых «посевах». В итоге находят идиота, который покупает весь этот спектакль оптом. На этом, как правило, проект завершается.

Еще больше псевдостартаперов. Фактически, они ищут работу. Хотят жить за счет инвесторов, выписывая себе зарплаты из чужих денег. Описание проекта при этом может выглядеть весьма презентабельно. Схемы, показатели. Только проект для псевдостартаперов удался еще на первом раунде, когда получилось что-то выручить под свои идеи и планы. Дальше идет простое освоение средств, бизнеса как такового не появляется.

И бесконечно много всевозможных клонов чужих сервисов и площадок, очередные магазины футболок и другие совершенно неоригинальные проекты. Это не стартапы. Возможно, предпринимательство, но никак не стартапы.

Executive.ru: Достаточно разнообразные портреты получились. У кого из этих людей общие профессиональные проблемы, какие именно?

В.Т.: Больше скажу, не только у стартаперов и фрилансеров, а также у инвесторов и заказчиков похожие проблемы. Первая из них – дефицит организационно-управленческих навыков. Чаще всего люди воспроизводят знакомую им деятельность, не понимая схемы ее организации и не выделяя ключевые моменты. Это подходит для неквалифицированной работы, но явно недостаточно для более сложных занятий.

Стартапы принято считать территорией творчества, мозговых штурмов, поиска новых идей. Но если стартаперы не в состоянии организовать свою и чужую деятельность, ничего не получится. Даже если найдется инвестор, который упустит это, и даст денег людям без организационных навыков – на следующих этапах стартап развалится. Еще хуже – если он будет просто проедать средства без создания ценности.

Executive.ru: Другие проблемы тоже общие?

В.Т.: Некоторые да. Назову вторую – жизнь в прошлом вместо адекватной оценки настоящего. Тоже весьма универсальное и очень опасное уклонение от реальности. Что это означает на практике? Люди и организации буквально цепляются за свое прошлое. Копят портфолио, отзывы, лелеют былые заслуги и гордятся навыками и продуктами, устаревшими много лет назад. Поэтому, кстати, наиболее опытные сотрудники в компаниях редко бывают также и самыми полезными. Да, у них огромный опыт. Но когда ситуация на рынке быстро меняется, они просто вредят компании, удерживая ее в прошлом.

Читайте продолжение на Executive.ru