Поговорим сегодня о фильме «Девятаев» с Павлом Прилучным в главной роли.
Сюжет:
Картина вызвала неоднозначную реакцию публики, в основном из-за наличия здесь вымышленного персонажа — друга Михаила Девятаева Николая Ларина. Дело в том, что Ларин перешёл на сторону нацистов и агитировал Девятаева последовать его примеру. Но это ещё полбеды: по сюжету Девятаев друга-предателя простил и даже скрыл от всех его поступок — чтобы Николай остался героем для знавших его людей.
Из-за такого сценарного решения (и из-за фактического оправдания действий Николая Тимуром Бекмамбетовым в интервью Дмитрию Пучкову) многие зрители картину раскритиковали.
По моему же мнению, впечатления от «Девятаева» могли бы быть лучше, если бы создатели добавили в картину несколько дополнительных сцен.
Ведь в целом фильм смотрится вполне достойно: бодрое повествование, вызывающий сочувствие и одобрение главный герой, адекватные второстепенные персонажи, захватывающие воздушные бои.
Да, конечно, в «Девятаеве» много условностей, вроде ситуации, когда Михаил держит на себе авиабомбу весом в несколько сотен килограмм. Но я могу понять такие допущения в художественном фильме: нам образно и ёмко объяснили, что герой — это Герой. Приемлемо.
Интересный момент: при просмотре меня смутили погоны и ордена на советских военнопленных. Смутили они и многих других зрителей. Но потом мне встретился отрывок из книги самого Михаила Девятаева, где написано, что нацисты иногда оставляли награды и погоны нашим солдатам и офицерам, надеясь таким образом показать себя «добренькими» в их глазах.
Павел Прилучный играет сдержанно, его Девятаев мужественен, несгибаем, и действительно является главной движущей силой повествования
Запоминающийся образ капо-подпольщика Соколова создал Евгений Серзин. Холодный и жутковатый, он в итоге оказывается основным помощником Девятаева.
Необычный подход к съёмкам воздушных боёв:
Исполнение «Любимого города» (одной из моих любимых песен) Тиллем Линдеманном, в качестве саундтрека фильма, вызвало у меня положительные эмоции. У Тилля приятный тембр, а благодаря известности этого человека, многие молодые люди открыли для себя эту песню.
В общем, всё было хорошо, пока не появился... Николай. Друг Девятаева, который стал нацистом. Для многих зрителей эта сюжетная линия оказалась такой отвратительной и неприемлемой, что из-за неё им не понравился и сам фильм.
Мне же думается, что создателям киноленты, если уж им так понадобился этот вымышленный персонаж, следовало бы добавить несколько сцен с ним:
— Дать больше информации о жизни Николая до войны, показав какие-либо его проблемы, возможно проблемы с советской властью. Или что-то ещё, что могло бы повлиять на его ощущение себя «лишним человеком» на Родине.
— Рассказать про взаимоотношения Николая с отцом (Александр Лыков). Добавить некую серьёзную проблематику. Иначе получается нелепость: мол, батя тупо злой, поэтому Коленька сбежал от него к Гитлеру (я утрирую, но всё же).
Или, может, образ отца здесь — это аллегория на Сталина или Родину? Непонятно.
— Самое важное: показать глубину и силу дружбы Николая с Михаилом.
Тем более, совместные сцены Прилучный и Павел Чинарёв (исполнитель роли Николая) отыгрывают вполне гармонично.
Это бы объяснило зрителям и отсутствие ненависти к другу-предателю у героя, и желание спасти его. Была бы трагедия противопоставления Долга (имею в виду именно понимание самим Девятаевым важности для себя, своих убеждений, близких, наконец, своей Родины поступать определённым образом) и любви (пусть дружеской) к конкретному человеку, боли за него. Ведь на самом деле тяжело принять падение дорогого для тебя человека, смириться с этим.
Мы наблюдали бы и боль запутавшегося Николая, и боль за него Михаила, который бы знал причины, подтолкнувшие его друга к службе врагу. Ты можешь видеть чудовищную неправоту близкого человека, но отречься от него из-за неё не силах из-за иллюзии, что всё ещё можно исправить, всё ещё можно вернуть.
Как-то так. А на данный момент мы можем лишь догадываться о взаимоотношениях персонажей (и эта ситуация уже породила множество двусмысленных шуточек в обзорах).
Откровенно говоря, думается, лучшим решением было бы создание фильма именно по мотивам событий, с изменением имени главного героя.
С другой стороны, картина вызвала множество обсуждений и различных обзоров — возрос интерес и к тем событиям, и к личности Михаила Девятаева.
А это безусловно хорошо.
А что по поводу фильма «Девятаев» думаете вы?
Другие материалы по теме:
— «Ампир V». Впечатления от трейлера грядущей экранизации Пелевина
— «Чемпион мира» с Янковским и Хабенским. Премьера, которой стоит ждать?
— «Матрица 4: Воскрешение». Почему тизер разочаровывает?