2954 subscribers

Хроника одного пикирующего бомбардировщика

3,3k full reads
Хроника одного пикирующего бомбардировщика

Как военная история из сухой статистики спустя десятилетия превращается в личные истории? Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» отправимся в музей-мемориал Великой Отечественной войны в Казанском кремле, где хранится двигатель пикирующего бомбардировщика Пе-2. Эта история пример кропотливого исследования, позволившего установить обстоятельства трагедии, случившейся в небе 8 января 1942 года.

Наряду с «Катюшей», танком Т-34 и самолетом Ил-2, одним из символов советского оружия в годы Великой Отечественной войны стал пикирующий бомбардировщик Пе-2. В Казани в годы войны выпустили 10 117 таких самолетов – 90% всех изготовленных Пе-2. Однако, это не просто статистика – с каждой машиной связаны судьбы людей. Часто мы непозволительно мало об этом знаем, но иногда мозаика истории складывается. Благодаря поисковикам и архивистам мы смогли узнать историю гибели этого самолета.

Хроника одного пикирующего бомбардировщика

История возвращения имени началась в 1994 году, когда участники поискового отряда обнаружили обломки Пе-2 в болоте Тушинский мох, на границе Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Тогда удалось извлечь лишь фрагменты обшивки, на которой была нанесена красная звезда – свидетельство того, что экипаж прежде отличился в бою и был награжден. Найти номер самолета и документы летчиков не удалось. Поиски затрудняло то обстоятельство, что к машине можно было подобраться только зимой. И долгое время летчики оставались безымянными.

Тем временем поисковики находили и устанавливали имена других летчиков. Спустя 10 лет, 2004-м, когда на мемориальном кладбище в Ленинградской области хоронили очередной установленный экипаж, на церемонию пришла старушка.

– Одна из женщин, присутствующая на захоронении сказала: «​Может быть и моего мужа когда-нибудь найдете...»​ Ей ответили: «Ну конечно найдем!» Поисковики же ищут... Но никто не ожидал, что уже через несколько лет удастся установить этот самолет и найдут ее мужа, – рассказывает заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Александр Александров.

В 2007 году из болота смогли вытащить тела экипажа и двигатель бомбардировщика. Тогда узнали его номер и началась работа в архивах. С трудов удалось найти донесение: «8 января 1942 года для выполнения боевого задания был направлен самолет ПЕ-2 № 13/15, который не вернулся на свой аэродром».

– Нашли номер двигателя, нашли номер на фюзеляже и по этим данным смогли установить экипаж. Самолет принадлежал отдельной разведывательной эскадрилье. Экипаж состоял из трех человек: летчик, Леонид Васильевич Лихачев, как раз муж этой женщины, Анатолий Николаевич Дианов – стрелок-радист и один из членов экипажа был призван и ТАССР, из Апастовского района, лейтенант Степан Петрович Кузнецов, он был ленчиком наблюдателем, – показывает архивные документы Александров.

Список безвозвратных потерь начальствующего состава
Список безвозвратных потерь начальствующего состава
Экипаж самолета Пе-2 № 13/15
Экипаж самолета Пе-2 № 13/15

По нашим документам удалось установить фамилии экипажа и боевую задачу, а из немецких архивов мы знает обстоятельства гибели. Известно, что свое боевое задание летчики выполнили и уже возвращались на аэродром. Он наземных войск Люфтваффе получили сообщение о том, пролетает русский одиночный бомбардировщик без сопровождения. Вскоре Пе-2 настиг немецкий ас Ханс Йоахим Хайер. Летчики отбивались, но не смогли противостоять истребителю. Немец пробил топливный бак, самолёт загорелся, упал и взорвался...

Хроника одного пикирующего бомбардировщика

Возмездие все-таки настигло немецкого аса. 22-летний лётчик, совершивший 320 боевых вылетов и сбивший 53 наших самолета, погиб в том же году. При том, его последняя, 53-я победа в небе стала для него роковой. Он столкнулся со сбитым советским истребителем 9 ноября 1942 года.

Антон Райхштат совместно с Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны.