Джон Барнард - с чего начинал непонятый гений

Давным давно, когда Эдриан Ньюи только постигал азы аэродинамики в Индикар, в Формуле-1 был один конструктор, чье имя считалось залогом побед. Звали его Джон Барнард. Что удивительно, побед на счету сконструированных им автомобилей было в разы меньше, чем можно было подумать, глядя на шумиху, раздутую вокруг него. Просто он, как и его современник Гордон Марри, создавая свои машины, смотрел не в завтра, а в послезавтра.

Джон Барнард
Джон Барнард

Джона Барнард в расцвет своей славы являлся суровым родителем для своих машин. Как только болид выезжал на трассу, Барнард терял к нему интерес, его мысли сразу же занимало следующее детище. Это не шло на пользу его машинам... Многие из них опередили свое время, но раскрыть их потенциал не всегда было возможно без участия самого Барнарда.

Но начинал Барнард как младший дизайнер, ассистент... До славы гения было еще далеко... Давайте вспомним впечатляющие творения, к которым приложил руку Барнард...

1. Lola T260 Chevrolet

 Джекки Стюарт на Road Atlanta 1971 год
Джекки Стюарт на Road Atlanta 1971 год

Джон Барнард в конце 60-х годов работал в компании Эрика Бродли Lola над проектами машин для Формулы Vee и SuperVee. В это время в компании возникла идея сокрушить доминирующий в Can-Am Mclaren. Работа закипела. Карл Хаас согласился возглавить проект, на роль гонщика был ангажирован Джекки Стюарт. Деньги на проект выделила Marlboro, поэтому новая машина была раскрашена в цвета марки сигарет L&M.

Джон Барнард был привлечен к осуществлению проекта и активно включился в работу. Новый монстр с индексом T260 получил тупой нос, который мог быть оснащен передним антикрылом, которое из-за массивности назвали "cow catcher" (скотоуловитель или по смыслу - снегоочиститель).

По бокам T260 располагались утопленные воздухозаборники NACA. Сама машина оснащались 8,1 литровой восьмеркой Chevrolet.

Lola T260 со снегоочистителем
Lola T260 со снегоочистителем

Машина была хороша в руках Джекки Стюарта, но побить Mclaren в Can-Am с ней так и не удалось. На счету Стюарта в чемпионате 1971 года - 2 поула и 2 победы, что обеспечило ему третье место в общем зачете. Подвела надежность. Но нам важно знать другое - Джон Барнард показал свой талант и ему доверили работать над другими проектами Lola.

2. Lola T280 и Lola T290

Lola T280
Lola T280

Еще в процессе работы над Lola T260 Джон Барнард был привлечен к созданию автомобиля для Группы 5 спортивных автомобилей. Группа 5 предполагала использование 3-х литровых двигателей и не содержала требований к выпуску минимальной партии машин в целях омологации. Руководство Lola это устроило - надо было просто построить машину, приспособленную для использования двигателя Cosworth DFV из Формулы-1.

Над Lola T280 работала потрясающая команда молодых дизайнеров, самым выдающимися из которых были Джон Барнард и будущий технический директор Williams Патрик Хэд. Возглавлял команду главный дизайнер Боб Марстон. Параллельно команда работала над проектом T290 - машиной, приспособленной для использования двухлитрового двигателя.

Просто красавица!
Просто красавица!

В целом, T280 окажется быстрым, но ненадежным автомобилем. Авария Йо Боннье в Ле-Мане 1972 года на Lola T280 стала фатальной для шведского гонщика.

3. Mclaren M16

  Mclaren M16 - победитель Инди-500 1974 года
Mclaren M16 - победитель Инди-500 1974 года

В 1972 году Джон Барнард присоединяется к команде Mclaren, интересы которой тогда простирались далеко за пределами Формулы - 1. Конструктор Mclaren Гордон Коппак занимался доработкой своего болида для Индикар Mclaren M16 и знания Барнарда ему пригодились.

Вдохновителем для создания M16 стал клиновидный Lotus-72 из Формулы-1. Коппак и Барнард пришли к выводу, что радикальной клиновидный корпус с широкой и низкой носовой обеспечат низкое сопротивление воздуха. Это должно было идеально подойти для американских овалов с их безумными скоростями.

  Mclaren M16 - победитель Инди-500 1976 года
Mclaren M16 - победитель Инди-500 1976 года

Mclaren M16 стал победителем в Инди-500 в 1972, 1974 и 1976 годах. Успешная работа в Mclaren обеспечила Барнарду блестящую репутацию в гоночном мире.

4. Mclaren M23

Эмерсон Фиттипальди на Mclaren M23
Эмерсон Фиттипальди на Mclaren M23

Mclaren было необходимо заменить успешную, но не выдающуюся модель M19 и этой работой занялись Гордон Коппак с Джоном Барнардом. Тот автомобиль, который будет ими создан, станет лучшей машиной Mclaren и одной из лучших машин в Формуле-1 за всю историю ее существования.

При ее конструировании также был взят за основу опыт, приобретенный при создании M16. Клиновидный нос, аккуратные боковые понтоны. Постоянные модификации автомобиля стали залогом его долго и успешной истории.

Джеймс Хант на Mclaren M23
Джеймс Хант на Mclaren M23

С 1973 по 1976 на этой машине было завоевано 16 побед, 14 поулов, 10 быстрейших кругов. Эмерсон Фиттипальди и Джеймс Хант стали чемпионами в 1974 и в 1976 годах.

После плодотворной работы с Гордоном Колпаком в Индикар и Формуле-1 Джон Барнард был готов к самостоятельному плаванию. Что из этого получилось мы расскажем в следующем выпуске.

Было интересно? Читайте:

Жак Вильнев критикует систему наказаний в Формуле-1

Производители хоронят Формулу-1

История Формулы-1: команды-"однодневки" III

Не пропустите наши публикации о прошлом и будущем Формулы-1.

Лайкайте и подписывайтесь!