ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Эмиль Нольде "Солнце в тропиках" (1914 г.) - масло, холст - 71 х 104,5 см. - Музей Нольде, Нойкирхен, Германия
Эмиль Нольде "Солнце в тропиках" (1914 г.) - масло, холст - 71 х 104,5 см. - Музей Нольде, Нойкирхен, Германия

В июле 1905 года Эмиль Нольде, возвращаясь из Швейцарии в северную Германию, остановился в Веймаре и посетил выставку Гогена.

Я никогда раньше не видел таких великолепных цветов на картинах современных художников. (Эмиль Нольде о Гогене, 1905 г.)

Дальние страны, в которые стремился французский художник Гоген, стали местом устремлений и для Нольде, но двигала им, в отличие от Гогена, не жажда поиска кусочка земного рая. Он преследовал вполне определенную художественную цель — поиск и изучение первооснов любого творчества, которые в цивилизованном мире заглушены информационным мусором.

Картины Эмиля Нольде (1913 - 1914 гг.)
Картины Эмиля Нольде (1913 - 1914 гг.)

В 1913 году 46-летний художник воспользовался представившейся ему и его жене возможностью сопровождать научную экспедицию в Новую Гвинею. Кроме многочисленных набросков и акварелей, Нольде создал 19 картин в провинциальном городке Кавиенг, расположенном на северо-западной оконечности острова ныне носящего имя Новой Ирландии.

Эмиль Нольде "Солнце в тропиках" (1914 г.) - масло, холст - 71 х 104,5 см. - Музей Нольде, Нойкирхен, Германия
Эмиль Нольде "Солнце в тропиках" (1914 г.) - масло, холст - 71 х 104,5 см. - Музей Нольде, Нойкирхен, Германия

"Солнце в тропиках" — одно из этих 19 полотен. Спустившись к пляжу, Нольде созерцал горизонт, изучая восходы и закаты солнца. Линия горизонта делит горизонтальный формат картины чуть ниже ее центральной оси. Тёмно-зеленый сгусток слева — поросший лесом силуэт соседнего острова. Эта волнообразная форма гармонично сочетается со скоплением белых кучевых облаков над линией горизонта справа и пенящихся волн на переднем плане картины. Солнце, стоящее над верхушками деревьев, окружено темными облаками и напоминает раскаленный красный диск в сияющем ореоле.
Яркие, глубокие цвета нанесены широкими, смелыми мазками в технике импасто. Отдельные тона больше не наносятся один поверх другого, как в более ранних пейзажах Нольде, но формируют обширные цветовые блоки.
Нольде настаивал на том, что именно эти сочные цвета он и наблюдал в тропиках, путешествуя по южной части Тихого океана, и не допустил никаких преувеличений в степени их интенсивности.

Больше — в Instagram