Чернобыль 2019: смотреть или нет?

Сериал был снят шведским кинорежиссером Йоханом Ренком на территории Литвы всего за два года. Создатели были одержимы аутентичностью — они старались сделать Чернобыль подлинным до шнурочка, марки часов, очков, шляп и причесок, которые носят главные герои. Каков же он, Чернобыль глазами американцев?

Американский канал HBO создал мини-сериал «Чернобыль», повествующий, что логично, об аварии на Чернобыльской АЭС. Решили рассказать о том, о чем многие долго умалчивали или говорили с недомолвками; о чем, возможно, уже и не помнят или даже не знают. Трагедия, которая забрала огромное количество жизней, разрушила местность, и последствия которой, до сих пор, так или иначе, отражаются на нас не только терминами «ликвидаторы» и «лучевая болезнь». Конечно, о трагедии не раз снимали и на русском языке: можно вспомнить хотя бы «В субботу» Александра Миндадзе, украинский драматический телесериал «Мотыльки» и российский мистический «Чернобыль. Зона отчуждения». Однако. Это первая масштабная и настолько громкая попытка восстановить цепочку событий вне документального кино зарубежной командой.

В прессе «Чернобыль» называют самым страшным сериалом сезона и поражаются, как убедительно снята ликвидация последствий взрыва реактора, которая была сопряжена с огромными физическими и нравственными усилиями ее участников. Кажется, авторам сериала удалось снять нечто не похожее на обычный голливудский фильм-катастрофу. А ведь можно вспомнить огромное количество западных фильмов, где российские и, тем более, советские реалии были весьма утрированы и полны стереотипов.

И вот: правдоподобный и эпичный трейлер наравне с огромным количеством противоречивых отзывов – интригуют, как минимум. Создатели прекрасно оживляют незнакомую им советскую эпоху с бескопромиссным правительством. Невольно бросается в глаза и факт отсутствия стремления переврать или закрасить реальные факты произошедшего, не смотря на приукрашенные, порой, образы, биографии, реакции и слишком наигранно-частое «Товарищ». Можно проследить деликатный подход не только к развитию событий, но и к деталям: одежда, игрушки, быт и даже советская школьная форма – все это помогает окунуть зрителя в иное время с иными возможностями и иным подходом к решению проблем. В том числе и глобальных.

Сериал не снят с точностью учебника истории, но герои тех событий никак не подвергаются сомнению: советские пожарные, шахтеры и ученые. Несмотря на стереотипы времен холодной войны, окутавшие сознание людей Запада, некоторую неточность в сценарии, где, порой, драматизм берет верх над реалистичностью, а герои напоминают ходячее клише, при столкновении, например, народа и советской бюрократии, сериал цепляет. Это художественное произведение, основанное на реальных событиях, подкупает своей особой эстетикой и посылом, имеет право нравиться или не нравиться. Вызывать восторг или оспариваться. Соглашаться с такой трактовкой событий или идеализировать и бесконечно рассуждать.

Но в любом случае сериал стоит того, чтобы потратить время на его просмотр.