3054 subscribers

Психологические эксперименты, раскрывающие особенности человеческого поведения

403 full reads
668 story viewsUnique page visitors
403 read the story to the endThat's 60% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Люди уже давно пытаются найти объяснение, почему человек в той или иной ситуации, ведет себя определенным образом. Однако, свое активное развитие экспериментальная психология получила только в прошлом веке. 

Психологические эксперименты, раскрывающие особенности человеческого поведения

С помощью экспериментов ученым удалось многое понять об особенностях психологии человека. Некоторые из них самые необычные и неожиданные особенности поведения человека в определенных ситуациях.

Эксперимент «Комната в дыму»

В рамках эксперимента человека помещали в комнату и просили ответить н вопросы на листе бумаги. Внезапно из-под двери в комнату начинал заходить дым. Какова должна быть реакция человека? Первое, что сделает человек, это соскочит и попытается сообщить кому-то об этом. Именно так поступили 75% испытуемых. Причем в среднем на это потребовалось 2 минуты.

Но вот как он себя будет вести, если в комнате, помимо него, будут еще несколько людей, которые не будут никак реагировать на дым?
Когда в комнате добавилось еще два человека, которые знали о том, что будет происходить и должны были не обращать внимания на дым, из комнаты вышли только 10%% испытуемых. Девять же человек из десяти остались сидеть, отмахиваясь от дыма и отвечая на вопросы. 

Психологические эксперименты, раскрывающие особенности человеческого поведения

Данный эксперимент доказал, что, находясь среди пассивных посторонних, человек реагирует на чрезвычайные ситуации либо гораздо медленнее, либо вообще не реагируют. Действия окружающих способны подавлять даже природные инстинкты.

Эксперимент «Автомобильная авария»

Данный эксперимент был проведен в 1974 году Лофтусом и Палмером. Идеей для его проведения было желание выяснить, могут ли вопросы, заданные особым образом, повлиять на ответы очевидцев событий, внося корректировки в их воспоминания.

В ходе эксперимента испытуемым нужно было оценить скорость автомобиля, глядя на фото аварии и представив, что они были ее очевидцами. Всех участников эксперимента разделили на две группы и начали задавать им вопросы, используя в каждом случае разные глаголы. Например, какая была скорость у машины, когда она наехала/столкнулась/врезалась/влетела/налетела на другой автомобиль. 

Как показали результаты, использование того или иного глагола влияло на изменение скорости движения автомобиля, то есть меняло восприятие участников. Слово “разбила” увеличивало скорость автомобиля, в отличие от слова “ударила”.
Эксперимент показал, что люди способны давать разную оценку происходящего, в зависимости от вопросов.

Эксперимент Мильграма

Эксперимент был проведен в 1961 году психологом Стэнли Мильграмом. Суть его заключалась в том, чтобы выяснить, насколько далеко готовы проследовать люди за авторитетными фигурами, даже заведомо зная, что их действия могут причинить вред другим.

Испытуемым предложили исполнить роль учителя, который при каждой ошибке ученика, поражал его током. В качестве учеников были актеры, которые специально давали неправильные ответы. С каждым неправильным ответом, разряд становился сильнее, и актеры изображали чудовищную боль. Многие испытуемые продолжали следовать приказам экспериментатора, даже несмотря на просьбы учеников.

В итоге 65% испытуемых довели силу тока до 450 вольт, что в реальности было бы смертельным для человека.  
Эксперимент показал, что люди могут даже убить человека, подчиняясь приказам. Послушание авторитетам укореняется в человеке с детского возраста.

Эксперимент «Facebook»

Пять лет назад пользователи Facebook сами того не зная, приняли участие в социальном эксперименте. В 2012 году в течение недели создатели соцсети отслеживали изменения в настроении людей по размещаемым ими обновлениям, наполняя новостную ленту одних позитивными новостями, а других – негативной информацией.

По результатам эксперимента, удалось узнать, что с помощью процесса «Эмоционального переноса» можно менять настроение людей. Это стало доказательством возможности распространения эмоций через социальные сети. Участие пользователей в эксперименте без их ведома, вызвало возмущение у многих. 

Психологические эксперименты, раскрывающие особенности человеческого поведения