Как раскрыть и не загубить талант ребёнка?

«Быстрее! Выше! Сильнее!» – вот негласный девиз большинства современных родителей. Взрослые, пребывая во власти собственных амбиций, стремятся заставить своего ребёнка отвечать тем требованиям, которые сами же придумали, якобы для их блага.

Бесконечные кружки и секции не оставляют ни одной свободной минутки, чтобы просто оглядеться по сторонам и насладиться чудом под названием Детство.

Но главное, у мальчишек и девчонок, загнанных в рамки родительских желаний, просто нет возможности задуматься, а что интересно именно им.

В результате вместо того, чтобы вырастить талантливых ребят, которые будут создавать новые креативные идеи, родители получают очередных офисных клерков, страдающих, как некогда их мамы и папы, от нереализованных амбиций. Ведь они не смогли вовремя понять, к чему лежит их сердце, и развить те способности, которые были даны от природы именно им.

В связи с этим возникает логичный вопрос: как раскрыть и развить талант малыша, не навязывая ему собственные интересы и мечты? Ответить на него может лишь тот, кто вырастил ребят, нацеленных не на покупку самой дорогой машины в районе, а на творчество и созидание.

Если дети добиваются успехов и имеют реальный результат, мы имеем полное право говорить, что их воспитание было верным.

Примером может стать путь к творчеству Ксении Ледяевой, девятилетней девочки, которая этой осенью опубликовала сборник «Сказки волшебного Арамаса».

На страницах книги нашли своё воплощение истории о волшебной стране, где оживают яркие фантазии. Там можно насладиться ароматом чудесных цветов, услышать пение диковинных птиц, встретить невероятных существ и вместе с обычным лисёнком послушать добрые истории дедушки Патрикея о духе леса с семью хвостами, нефритовом драконе, злом колдуне.

«Ксюша всегда любила книжки, с раннего возраста слушала с любопытством, – вспоминает мама юной сказочницы Анна Ледяева, возвращаясь к истокам проявления писательского дара у её дочки. – Читали ей всей семьёй: бабушка с дедушкой, дядя и мама. Начинали с детских, советских книжек, которые предоставляли бабушка с дедушкой. Раньше очень нравился Мойдодыр и Умка. Теперь любит волшебные приключения и детские детективы. Вот сейчас увлеклась книгой «Волшебник Изумрудного города», всеми частями, составляющими череду приключений. Чтение развивает воображение, и по цепочке одно за другим подтягивает что-то ещё, у нас в этой цепочке – рисование, сочинение сказок, отсюда интерес к разным научным историям. Чем больше читает, тем больше мозг требует информации».

Однако, возразят иные родители, практически в каждой семье детям читают. Только далеко не каждый малыш, когда становится старше, сохраняет любовь к книгам. И уж точно мало кто испытывает желание попробовать себя в роли писателя, художника или каким-то иным образом проявить себя.

Но что, если мальчиков и девочек, которые могли бы открыть миру двери в безграничную вселенную собственной фантазии и добиться в этом успеха, намного больше, чем мы видим сегодня? Что, если некоторым из них просто не хватает поддержки?

Анна Ледяева думает, что поддержка невероятно важна. Прежде всего, согласно мнению мамы талантливой девочки, нужно не останавливать малыша, когда он начинает придумывать, не пробовать приземлить его, скорее объяснив, что чудес не бывает, а фантазиями сыт не будешь.

Вести себя таким образом – верный путь убить воображение на корню, загубить талант, который, подобно ростку волшебного цветка, только проклёвывается, чтобы однажды украсить мир вокруг радужными цветами.

«Когда конкретно дочка начала придумывать истории, сегодня не смогу ответить точно. Она всегда что-то придумывала, – рассказывает Анна. – Когда гуляли в парке, смотрели на облака, она показывала на небо и говорила, например, что это мишка, и он летит за малиной. После чего следовало маленькое объяснение, откуда летит и зачем ему малина, и что малину ему приготовил зайчик. Когда ехали в машине, она пальчиками изображала ходячего на четырёх лапках зверька, который что-то вынюхивал. Мы до сих пор смеёмся и вспоминаем этого зверька, которого она назвала «зверенюх».

В такой момент многие родители отключаются, переставая слушать очередные «бредни». Их совсем не волнуют мишки, летающие по небу, ведь те не помогут лет через двадцать заработать пару миллионов на новую квартиру.

Пока ребёнок рассказывает, какая вселенная открывается его взору, мамы и папы сосредоточенно соображают, как бы найти репетитора по математике ближе к дому или успеть впихнуть в расписание уроки немецкого, помимо обязательного английского. Анна Ледяева была совсем другой мамой. Она слушала и слышала свою дочь. Более того, поддерживала её фантазии, позволяя им обрести более чёткие формы:

«Ксюшины фантазии мы всегда одобряли и поощряли. Это же так приятно – вместе с ребёнком окунуться в придуманный ею мир. Время, проведённое с малышом, очень важно и бесценно. Мы, взрослые, уже не видим этих чудес вокруг. А дети заставляют закрыть глаза и оторваться от рабочих будней. Всегда подыгрывала ей, но боялась, что промахнусь с чудом, поэтому дополняла её фантазию своей, придумывала ещё одного героя и спрашивала, а вот если к ним прилетит жираф, ему понравится малина, а что он принесёт медвежонку с зайчиком? Так и сочиняли, гуляя. Иногда говорила: «А может, и нам малинки?» Мы шли, покупали малину и готовили дома мусс или брали мороженое».

Годы шли, и малышка постепенно взрослела. Ксюша пошла в школу и погрузилась в рациональные, расписанные по минутам будни, как миллионы её сверстников во всех уголках планеты. Но умение мечтать и оживлять свои мечты в волшебных историях уже было заложено в ней, воспитано и бережно взращено, подобно прекрасной розе, попавшей в руки к заботливой хозяйке. А потому, когда ей представилась возможность проявить себя и раскрыть свой талант, уже не только наедине с родителями, но и перед многочисленными читателями, детьми и взрослыми, она не пожелала упустить его.

«Сказки волшебного Арамаса» первый раз появились, когда нам из школы написали, что будет проходить конкурс «Сестра таланта», – о работе над новой книгой говорит Анна. – Я рассказала дочке, и она ответила: «А давай и мы попробуем!» И мы, как всегда, сели за чаем думать. Вариантов много было разных. А потом, рассматривая один магнит из поездки, дочка решила сочинить рассказ про лисёнка, который выходил к нам на дорогу в заповеднике. А перед этим ею была прочитана книга «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса.
Дочка решила, что хочет сказки написать. Помощь, безусловно, была, и поддержка, но помощь со стороны – наводящими вопросами. Так и появился Лис Лисыч, имя для него долго не придумывалось, она перебрала энциклопедии с именами, залезла в интернет, там искала. Но всё было не то. В итоге папа подсказал, что у лисёнка есть папа лис. Так и остался он Лис Лисыч. А потом появился друг тролль и все остальные.
Главная основа сюжета, на котором строится всё действие, самый яркий и всеохватный образ – это придуманный Искроцвет. Ему название сразу она дала. Но не могла сообразить, что же такого он волшебного может делать. Вариантов перебрала массу, приносила нам с папой посмотреть и предложить, какой лучше. Была изначально идея, что он волшебный и всем помогает... Мы спросили у ребёнка: «А откуда он взялся в твоей стране?» И тут у Ксении возник ответ: «Как откуда? Его маленькая колдунья наколдовала!»
И мы с папой по очереди стали с неподдельным интересом спрашивать: «Что это за колдунья?», «Зачем ей цветок?» Тогда дочка убежала писать текст дальше. И получилось то, что сейчас есть.
А когда на конкурсе дали диплом за участие, она спустилась со сцены в слезах, расстроилась, что не заняла почётного места. Но дома мы в семейном кругу это обсудили, сказали, что главное – не место, главное – участие, некоторые даже отбора не прошли. И стали в выходные, на «Мамин-дочкин день», разговаривать с ней о стране, она рассказывала, какие другие события надо было придумать, чтобы пройти конкурс. Я ей предложила всё это записывать, ведь будут ещё конкурсы. Так и стал расти её Арамас».

Как сложится писательская судьба Ксении Ледяевой, покажет время. Но можно не сомневаться: творческое начало, столь развитое уже в девять лет, непременно найдёт применение в той области, которая увлечёт девочку в будущем, и поможет достичь успеха.

Побеседовав с мамой талантливого ребёнка, невольно начинаешь понимать, что самое главное, чтобы не загубить природный дар своего малыша – это не вмешиваться и не навязывать собственные идеи, а позволять крохе выбирать свой путь, поддерживая её на каждом этапе, во всём и всегда.

Пресс-служба издательства "Союз писателей"