Сказки разные нужны, сказки всякие важны

Эти сказки мы всю жизнь в себе несём.

Сказки нам нужны всегда, везде, во всём,

А без них мы как без времени временщикИ...

Потому-то нам всего важнее сказочникИ.

К. Арбенин «Сказки нашего двора»

Сказки, как правило, приходят к нам задолго до того, как мы научимся читать. Сперва их вслух читают мамы или папы. Потом мы сами — сначала по складам, запинаясь, перепрыгивая через буквы, но с каждым разом всё увереннее открываем для себя сказочные миры. А к подростковому возрасту прячем любимые некогда книжки на дальнюю полку, полагая, что из сказок выросли, как вырастают, например, из трёхколёсного велосипеда. Но время не стоит на месте — и вот уже мы, сами став родителями, задаем вопрос: какую сказку почитать ребёнку? Казалось бы, зачем читать, ведь в наше время есть компьютеры, планшеты, развивающие книжки, которые сами себя читают, стоит лишь нажать на кнопку? Но прогресс прогрессом, а вечные ценности по-прежнему актуальны. И именно через сказку их передать проще и ненавязчивее всего. Голос мамы или папы привносит в чтение нечто такое, чего не привнесут чужие голоса с экрана. Да и родителям полезно и приятно будет снова окунуться в детство. Главное — чтобы сказка была интересной. Можно, конечно, остановить выбор на знакомых с детства «Курочке Рябе» или «Царевне-лягушке». А можно присмотреться к современным сказочникам.

К примеру, Наталья Волохина, уроженка Петропавловска, а ныне жительница Санкт-Петербурга, пишет сказки для детей и взрослых, короткие повести и рассказы. Остроумно, в оригинальных сюжетах создаёт необычные обстоятельства для обычных героев. За кажущейся лёгкостью и простотой скрываются серьёзные, значимые темы.

А иначе и быть не могло, ведь Наталья — по образованию психолог, больше того, руководитель психологического центра. И во время работы ей часто приходится наблюдать за формированием личности человека. «Родители постоянно просят рецепт, как строить отношения с ребенком, — рассказывает она. — Но, по сути, хотят рецепт, как строить ребенка, чтобы он делал желаемое взрослыми и при этом умудрился вырасти самозначимой личностью». Сама Наталья выросла на сказках, в которых не было попсовых рецептов с указанием, что нужно делать по поводу обозначенной проблемы. И так был ясно, кто в «Тараканище» положительный герой. В сказке, как в театре, разворачиваются невероятные события, создаётся нужное впечатление, способное подтолкнуть к выбору, пробудить желание измениться в лучшую сторону.

Именно для того, чтобы помочь родителям и детям отыскать решение на первый взгляд обычных, бытовых проблем (скажем, приучить малыша быть аккуратным, внимательным, беречь своё здоровье), и появились сказки про девочку Нюту , где главное чудо — родительское решение. Но это решение не готовый рецепт. Тут как с борщом: ингредиенты одинаковые, а результат у каждой хозяйки разный. Ведь у каждой хозяйки свои кухонные секреты. Так же и в каждой сказке свой секрет, спрятанный между строк.

В сказках Натальи для самых маленьких «Жил-был один барашек» секрет для старших простой — любовь и понимание, а для малышей — вера в них. Забавные, короткие, поучительные, эти сказки дают детям и родителям много полезного, порой неожиданного. Ситуации знакомые, а результаты сказочные.

Со сказками для взрослых дело обстоит сложнее. У Натальи они получаются одновременно ироничными и философскими. Герои — почти обычные люди с житейскими проблемами — получают свой урок благодаря частушечному, на грани фола озорству автора.

Многие сейчас, наверное, усмехнутся, скажут: а зачем, мол, взрослым вообще сказки? Мы же не катаемся на трёхколёсных великах, а водим большие машины. Да и какое решение можно предложить, скажем, взрослому, но инфантильному мужику, с удовольствием использующему жену, взявшую на себя роль мамки? Есть на эту тему у Натальи сатирическое произведение — «Сказка о мужчинах в интересном положении». Ориентирована она больше на женщин, у которых муж не опора и каменная стена, а ещё один великовозрастный ребёнок. Возможно, прочитав такую сказку, кто-то узнает в гипертрофированном образе мужчины-захребетника своего ненаглядного. И, может быть, начнёт менять свои отношения с ним, своё поведение, станет не «мамкой», а просто женщиной. Это в идеале, а в реальности — хоть немножко задумается и захочет ею стать. Сознание человека не кнопка: нажал — и вот тебе лучший результат. Человек не машина. Чтобы изменить действие, нужно изменить сознание, а это процесс сложный. И сказочные образы тут — превосходные помощники.

Сказочный жанр предоставляет уникальную возможность — поместить героя в невероятные обстоятельства, наделить необычайными способностями, чтобы иносказательно донести авторскую мысль через намёк. А урок (решение или рецепт, это кому как нравится)? А его каждый найдёт сам, как сказочный герой находит «то, не знаю что». Найдёт, возьмёт и будет варить в собственном котелке, чтобы потом использовать по-своему.

Статью подготовила Олеся Шмакович (Shnaksya)