Наш автор Ольга Полунина шесть последних лет объясняет двум школьникам-дислексикам задачи, читает с ними параграфы, учит таблицу умножения.
Где-то в середине этого пути у нее выработались некоторые правила обучения детей, которые не могут делать уроки самостоятельно (дислектики, дисграфики, детях с СДВ и СДВГ). И теперь эти правила здорово упрощают жизнь.
Успокоиться
Выпить валерьянки, почитать интервью людей, которым было сложно учиться в школе, — Киры Найтли, Евгения Гришковца, Евгения Стычкина, Марии Парфеновой. Зачем? Чтобы переключить фокус с «жи-ши» и таблицы умножения на другое.
Домашние задания — не самое главное в жизни человека. Но иногда концентрация на уроках сильно портит жизнь всей семье. Знаете, сколько в мире людей, которые ничего не понимали? Я была удивлена, когда стала рассказывать коллегам о проблемах в школе и услышала от многих умных, образованных и эрудированных людей: «Начальная школа была для меня кошмаром».
Посмотреть на состояние ребенка
Если он засыпает, не может усидеть на месте, увиливает любыми способами от уроков, скорее всего, его батарейка горит красным индикатором. У него нет сил. Помнить про это очень важно! Если ресурсы на нуле, он просто не может себя контролировать, в данном случае НЕ МОЖЕТ делать уроки самостоятельно. И уж тем более его мозг не позволит остатки энергии перебросить на обучение, уйдет в режим жесткой экономии.
Выход — накормить себя успокоительными, а ребенка – энергетиками. Это может быть просмотр дурацких видео (хохот дает очень много сил), любая физическая активность (сражение на поролоновых мечах, скачки на ведре), еда (все, что вредно, — быстрые углеводы, сладости).
Принять, что ребенок в школе ничего не понял
Ему сложно удерживать внимание, все ресурсы мозг кидает на то, чтобы его «подшефный организм» сидел на стуле за партой (не бегал, не кричал, а СИДЕЛ). В итоге на «слушать учителя» ресурсов не остается. К тому же в школе запрещают на переменах беситься — а это почти единственный способ, с помощью которого быстроутомляемый ребенок может восполнить энергию.
Дьявол кроется в деталях: детям иногда кажется, что они поняли тему в школе (хотя на самом деле слышали только часть объяснения учителя). По моему опыту — тратить время на дискуссию бесполезно, звоните педагогу и просите объяснить ребенку материал еще раз.
Читать ребенку учебник вслух
Задания по русскому и математике, параграф по окружающему миру. Думаете, так ребенок не научится читать? Он сделает это на других «пособиях» — этикетках, обложках, компьютерных играх, в соцсетях.
У ребенка-дислексика чтение отнимает массу ресурсов. Их может не хватить на математику или письмо (а это высшая психическая функция, очень энергозатратная). В конце концов, главное, чтобы он понял тему, а не прочитал. Помогайте, не стесняйтесь помогать. Если ребенку сложно, разгрузите его мозг, уберите некоторые второстепенные задачи.
Перевести учебу в игру
Пусть даже в дурацкую. Это позволит вам не злиться, автоматизировать определенные навыки и подкидывать «энергетики» ребенку.
Например, вам надо выучить гласные и согласные звуки, или спряжения глаголов, или четные и нечетные числа (да, иногда приходится постоянно вспоминать, что это такое). Договариваетесь, что если выпадает гласная буква, то вы хрюкаете, а если согласная, то изображаете звук «пук». Взрослые, кстати, тоже должны участвовать в игре.
Можно при разборе темы по английскому языку проговаривать «У мамы большие зеленые уши, у Миши маленькие красные глаза». Можно изменять по падежам слово «дурак» или «пукалка». Кстати, именно благодаря игре у всех меняется представление о домашней работе как об очень сложном и драматическом процессе.
Делать свои «уроки» вместе с ребенком
Иногда сидеть за столом вдвоем морально легче. Пишите статью для блога, занимайтесь саморазвитием, считайте семейный бюджет. Все что угодно, лишь бы вместе.
Сходить к неврологу
Одна из причин, по которой ребенку сложно учиться, концентрироваться на задании — проблемы с позвоночником, когда пережаты кровеносные сосуды шеи. Иногда после устранения физиологической причины проблемы с уроками уходят сами собой. И к нейропсихологу тоже сходите, не бойтесь. С помощью игры он научит ребенка удерживать внимание и контролировать себя.
Все эти советы не помогут устранить проблему, здесь нужна коррекция со специалистом. Но эти советы помогут сохранить вам нервы и не уронить ребенку самооценку, что в жизни гораздо важнее, чем грамотное письмо.
Полная версия материала – в блоге.
Что почитать еще?
Глава банка пристыдил россиян, получающих выплаты на детей
Взять в семью: 10 трогательных фото спасенных животных
7 факапов из школьной жизни: это грустно и очень смешно!