Рядовые апокалипсиса. Борис Громов

10.12.2017

Только недавно узнал, что у книги «Рядовые апокалипсиса», которую Борис Громов написал для серии «Эпоха мертвых», есть продолжение — «Это моя земля». Точно помня, что первая книга мне понравилась если и не так сильно, как оригинальная «Эпоха Мертвых» Андрея Круза, то не намного меньше, решил ознакомиться. А учитывая, что первую книгу читал очень давно, решил освежить в памяти и ее.

Сюжет

Сюжет прост и пересекается с сюжетом Круза. А как иначе? То же время, те же условия. Москва, начало заражения. Отряд подмосковного ОМОНа выезжает на задание: в прибежище гастарбайтеров на полуподпольной швейной фабрике, беспорядки, крики и шум. К приезду ОМОНа в недрах цеха успевает исчезнуть не только сотрудник охраны, отправившийся разбираться первым, но и группа быстрого реагирования. Которая исчезает не просто так, а с заполошной стрельбой и прочими спецэффектами. Вошедший в здание отряд внезапно переносится в декорации фильма Джорджа Ромеро. С этой минуты становится окончательно понятно, что беспорядки, происходящие с утра в Москве — совсем не беспорядки, а привычная жизнь накрылась медным тазом.

Ярко выраженной сюжетной линии нет. Если у Круза сверхсюжетом был прорыв в лабораторию и доставка туда образцов вируса, то здесь описывается опасная и сложная, но вместе с тем рутинная и однообразная работа немногих оставшихся в строю силовиков, попытки спасти обреченную Москву и остатки ее населения. Зачистка поднявших головы банд, разведка местности и насаждение военной диктатуры на пользу общества в отдельно взятых местах — прилагаются. Описано все это интересно, и — со знанием дела.

Исполнение

Все-таки, у человека, который знает, о чем он пишет, книги получаются достовернее. А Громов, как боец ОМОНа, неоднократно побывавший в командировках на Кавказе, таки знает и про зачистки, и про засады, и про многое-многое-многое, что мы видим лишь искаженным в кино или книгах.

Насколько я понял, Громов просто представил, что делал бы он в случае прихода полярного зверька с отчетливым трупным запахом, а потом свои предполагаемые действия записал. Герой тоже боец ОМОНа, тоже не единожды съездил в командировки на Кавказ. И даже зовут его очень похоже — Борис Грошев. Нужно сказать, что записать получилось хорошо.

Описание мелочей, которым в боевиках часто не придают внимания, делает книгу более реалистичной. Хотя, казалось бы — какой реализм? Книга ведь про зомбиапокалипсис! Но так и есть. Сами зомби — единственное фантастическое допущение. Остальное все вполне реально. И пот, очень мешающий в отсутствие подшлемника, и временная потеря слуха после стрельбы из пулемета в помещении, и ожоги от гильз. Это — только малая часть. В книге очень много таких «приветов из реальности», которые идут только в плюс.

Здесь не найти  явных логических ляпов, все очень продуманно и грамотно описано. Добавить сюда «искру», которая, несомненно, имеется в Громове — и получится книга, от которой весьма сложно оторваться. Сложно — но можно. Потому что есть в книге нудноватые моменты, которые хочется перелистать. Но их очень и очень немного. Книга затягивает сразу, и уже после первых же страниц немногочисленные кривоватые предложения перестают бросаться в глаза и дальше чтение идет гладко и ровно.

Можно посетовать на две параллельные сюжетные ветки, которые, вроде бы, ни на что не влияют — но они помогают посмотреть на происходящее не только глазами омоновца, который, не щадя живота своего, изо всех сил пытается вытащить из задницы тех, кто сам, по какой-либо причине, этого сделать не может. И история девушки Жени, типичного «офисного планктона», ищущей свое место в новом, страшном мире, и история мелкой криминальной шестерки Юры Пака, делают историю более разносторонней и уж точно не вызывают отторжения в процессе чтения.

Взгляды протагониста иногда кажутся наивными и излишне односторонними — но именно они, к слову, делают героя еще более живым, со своими достоинствами и недостатками. И это хорошо. Без этого, наверное, было бы хуже.

Итог

Книга вряд ли понравится противникам ТТХ в литературе — здесь много описаний оружия, размышлений о превосходстве одного ствола над другим, о достоинствах и недостатках той или иной пушки. Лично меня это не напрягало, но те, кому достаточно в начале книги сказать, что у героя есть пистолет, не называя ни марки, ни модели, могут высказать свое «фи» после прочтения.

Любителям же зомби-жанра, а особенно — поклонникам книг Андрея Круза, дилогия Громова однозначно придется по вкусу. Пожалуй, из всех книг, вышедших в серии «Эпоха мертвых», именно «Рядовые апокалипсиса» и «Это моя земля» наиболее близки по качеству к оригиналу.