725 subscribers

Российские мастера фантастического рассказа

422 full reads
597 story viewsUnique page visitors
422 read the story to the endThat's 71% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Раньше трава была зеленее… Советская школа фантастики бесспорно мощна и монументальна. Но рассказы лучше пишут именно сейчас.
Раньше трава была зеленее… Советская школа фантастики бесспорно мощна и монументальна. Но рассказы лучше пишут именно сейчас.

Безусловно, в советской фантастике были настоящие глыбы… Крапивин, Снегов, Булычев, Ефремов – это те имена, которые приходят на ум, когда слышишь словосочетание «советская фантастика». При этом, стоит заметить, что известность мэтрам принесли либо романы, либо циклы повестей.

Если на западе так называемые Золотой и Серебряный века фантастики, а позже Новая Волна подразумевали в первую очередь либо небольшие романы (в районе 200 страниц), либо вообще малую и среднюю форму, то в Советском Союзе предпочтение отдавали монументальности и глобальности.

Да, был Илья Варшавский с его просто потрясающими рассказами, которые зачастую выигрывали даже на фоне Роберта Шекли и Эрика Фрэнка Рассела. Да, был Север Гансовский, суровый и острый, как бритва… Да, были Дмитрий Биленкин и Виктор Колупаев и, конечно же, Владимир Михайлов, однако популярными они были в сравнительно небольшом кругу любителей фантастики. Попытки же Сергея Снегова выдать качественную малую форму выглядят крайне неубедительно – рассказы вышли нудными, однотипными и ни в какое сравнение с качеством трилогии «Люди как боги» не идут. «Приключения братьев Васильевых» после прочтения хочется забыть, как дурной сон.

И что же получается в итоге? Советский человек с удовольствием читал фундаментальные романы и совсем не воспринимал рассказы.

Есть ли изменения по сравнению с днем сегодняшним? Безусловно. Да, глобальными эти перемены назвать нельзя, однако на сегодняшний день, в России есть авторы, добывшие себе славу и известность именно благодаря рассказам.

Да, теперь у нас есть интернет и литературные конкурсы и отборы, что само по себе благо, ведь из конкурса в конкурс можно оттачивать мастерство, когда организаторы загоняют автора во все более жесткие и трудновыполнимые условия.

А есть просто авторы, которым дано. Да, конечно, дисциплина и трудолюбие – самые важные факторы, однако если при этом у автора есть талант, он разрывает шаблоны, как Тузик грелку (те, кто знаком с фантастическими конкурсами, наверняка оценили игру слов, так ведь?).

Майк Гелприн

Майк Гелприн. Фото из открытых источников
Майк Гелприн. Фото из открытых источников

Для меня лично одним из таких флагманов стал Майк Гелприн. С начала своего творческого пути в бородатом уже 2005-м году, Майк написал бессчетное количество рассказов, опубликовался в 87 сборниках, уничтожил рассказов еще больше… Почему? В интервью Майк говорил, что, если ему рассказ не нравится, эта история просто исчезает. В итоге, на данный момент у Майка 4 сольных сборника, плюс три сборника соавторских.

Юлия Зонис

Юлия Зонис. Фото из открытых источников
Юлия Зонис. Фото из открытых источников

Кроме Майка, наиболее ярким представителем этой волны считаю Юлию Зонис. Феминистки могут забрасывать меня тухлыми помидорами, но реальность такова, что в российской фантастике и фэнтези (настоящей, а не той, где студентки магических факультетов соблазняют накачанных вампиров) так вот, в российской фантастике и фэнтези девушка – редкий гость. Тем приятнее видеть, какие крутые вещи создает Юлия. Пишет Джу с 2004-го, а сборник на данный момент всего один, но зато какой! И да, попадание в 56 антологий говорит о многом…

Юлия Остапенко

Юлия Остапенко. Фото из открытых источников
Юлия Остапенко. Фото из открытых источников

Если говорить о тех, кто «рвал грелку» из девушек, помимо Юлии Зонис, на ум тут же приходит другая Юлия – Остапенко. Рассказы у нее, как правило, жесткие, сочные и острые. Совсем не женские. Тем ярче их воспринимаешь. Всё самое лучшее вошло в сборник «Жажда снящих». И, ребята, если есть возможность где-то его взять и откопать – не сомневайтесь.

Олег Дивов

Олег Дивов. Фото из открытых источников
Олег Дивов. Фото из открытых источников

Человек, который придумал ту самую «Грелку». Знаете, если у британцев есть Нил Гейман, то у нас есть Олег Дивов. Человек, способный выдать рассказ на любую тему в любой установленный срок, и рассказ этот будет действительно хорошим. Несмотря на то, что время от времени Дивов «взрывает» российскую фантастику очередным романом, малую форму мэтр не забрасывает и публикуется постоянно. На данный момент, у него уже семь сборников из неповторяющихся рассказов, а это круто. Очень. Как сам Дивов.

Сергей Лукьяненко

Сергей Лукьяненко. Фото из открытых источников
Сергей Лукьяненко. Фото из открытых источников

Ребят, можно относиться к Лукьяненко как угодно. Однако не признавать, что он настоящий мастер именно в рассказах – очень и очень глупо. 14 сборников, безумное множество историй в малой форме, выигранные без особых усилий конкурсы и отборы, четыре рассказа на одну и ту же тему, написанные за 24 часа при том, что все они выходят в финал – это всё о нём. Да, можно сказать, что сейчас Лукьяненко исписался, изменился и прочее, однако надежда на то, что он всё же снимет со стены световой меч и возьмется за старое, всё еще есть.

А вообще, несмотря на обилие ярких имен, безумно грустно оттого, что редакторы кривятся, когда слышат словосочетание «сборник рассказов». Понятно, что их сложнее продать, а рынок диктует условия, но всё же… Странно, поскольку проезжая на работу и с работы, удобнее как раз зачитываться рассказами, каждый раз погружаясь в новый мир с новыми героями. Что в общественном транспорте, считывая буковки с экранов и страниц, что в личном авто, проглатывая аудиокниги…

Почему так? Я лично не знаю…

Ребят, если я забыл упомянуть кого-то из современных мастеров фантастического рассказа – дайте знать, буду благодарен.

Понравилась статья? Тогда ставь свой фантастический лайк и подписывайся на канал – он только-только открылся после того, как заблокировали предыдущий. Поэтому мне важна каждая ваша реакция. Всех обнял.