А это "оттепель"... Потрясающие наряды в первой серии фильма "Москва слезам не верит"

19 August 2019

Ах как я была влюблена, мой друг, и что теперь? Я думала, это весна, а это - "оттепель"... Нет, снятый несколько лет назад сериал "Оттепель" - далеко не первая попытка переосмыслить одноименный период. Конец 1950-х годов - распространенное время начала той или иной истории с продолжением. Так, в 1979 году был снят фильм "Москва слезам не верит", где действие сюжета начинается летом 1958 года, в разгар "оттепели".

По мне - так самое замечательное время периода СССР. То есть я, конечно, не хочу жить там - но в другие декады хочу жить еще меньше. И дело не только в ширине юбок.

Типичная застольная беседа - обсуждение грядущей эры телевидения, вечный спор о поэтах-шестидесятниках (вспоминаем гордо брошенное "нет, мы бы не смолчали!" и кадры, где сам Андрей Андреич (!) читает свою "Параболическую балладу"), культ спорта и эрудиции (даже Людмила просекает, что самые популярные мужчины десятилетия - спортсмены и учёные) и вечный квартирный вопрос, который решается Тосей с мужем прямо в кадре. Это всё общий фон, а теперь поговорим о платьях, конечно.

Антонина идет "в концерт" (эх ты, два года в Москве, а всё "в концерт"!) в платье из светлого креп-жоржета или другой похожей ткани. Как, а где же широченная юбка, - спросите вы, - а она у Людмилы. Во-первых, Тося по сюжету вовсе не модница. Была у нее небольшая заначка на платье, она и купила метра два с половиной вместо четырёх. Ткань было дорогая - а вот работа портних дешевая. В конце-то концов уж на всё рабочее общежитие могла найтись и умелица, что по дружбе Тосе с пошивом подсобила. Во-вторых, это конец 1950-х, и многие модели платьев уже и вовсе не предполагают широких юбок. А само платье очень даже нарядное: рукава-фонарики и воротничок.
Антонина идет "в концерт" (эх ты, два года в Москве, а всё "в концерт"!) в платье из светлого креп-жоржета или другой похожей ткани. Как, а где же широченная юбка, - спросите вы, - а она у Людмилы. Во-первых, Тося по сюжету вовсе не модница. Была у нее небольшая заначка на платье, она и купила метра два с половиной вместо четырёх. Ткань было дорогая - а вот работа портних дешевая. В конце-то концов уж на всё рабочее общежитие могла найтись и умелица, что по дружбе Тосе с пошивом подсобила. Во-вторых, это конец 1950-х, и многие модели платьев уже и вовсе не предполагают широких юбок. А само платье очень даже нарядное: рукава-фонарики и воротничок.

Тут-то самое время и вспомнить матчасть. Фильм снимался двадцать лет спустя. Первая серия явно отдаёт ностальгией по прошедшей юности, а взгляд из будущего порой принимает желаемое за действительное. Песни Окуджавы в рабочем общежитии? Я бы поверила, что в студенческом... Опять же такая прямо вера в будущее телевидения? Хорошо, что никто из героев не произносит, что-то вроде "не удивлюсь, если ровно в апреле 61-го человек побывает в космосе" Ну ладно, все мы склонны видеть в прошлом то, что нравится нам самим. Я вот вижу наряды трех девушек, идущих по улице Горького и прежде, чем написать подпись, обязательно сверю подлинность наряда слева с каталогами мод.

На самом деле, белое платье слева хоть и показалось мне сперва слишком пышным и нарядным, оно имеет свои аналоги в журналах мод 1957-1958 гг. Просто меня смутила длина: обычно при такой ширине юбка не просто закрывала колено, но доходила до середины голени.  В меру широкая клетчатая юбка Людмилы просто была более привычна на Москвы. А вот американские студентки в широченных юбках зажигали как раз в те годы.
На самом деле, белое платье слева хоть и показалось мне сперва слишком пышным и нарядным, оно имеет свои аналоги в журналах мод 1957-1958 гг. Просто меня смутила длина: обычно при такой ширине юбка не просто закрывала колено, но доходила до середины голени. В меру широкая клетчатая юбка Людмилы просто была более привычна на Москвы. А вот американские студентки в широченных юбках зажигали как раз в те годы.

Итак, подтверждение:

Разворот журнала "Ленинград", 1957 год. На правой полосе голубое и белое платья подтверждают, что костюмеры не ошиблись (разве что не подогнали длину юбки под рост актрисы)
Разворот журнала "Ленинград", 1957 год. На правой полосе голубое и белое платья подтверждают, что костюмеры не ошиблись (разве что не подогнали длину юбки под рост актрисы)

Чтобы уж сразу закончить с духом эпохи, вот вам настоящий Вознесенский. Кажется, уже с шелковым платком на шее - это особая фишка его фирменного стиля.

Мешковатая куртка Вознесенского: костюмеры постарались, чтоб он в своём 1979м выглядел на свой 1958й!
Мешковатая куртка Вознесенского: костюмеры постарались, чтоб он в своём 1979м выглядел на свой 1958й!

Раз уж говорим о супер-модных и дорогих платьях, то справа в кадре как раз такое. Его обладательница - соседка дяди Катерины, то есть жительница высотки. То есть средства и связи прилагаются.

Дама справа одета в шелковое платье из купонной материи. Цветочная гирлянда на подоле - это конец купона. Внутри складок мы видим черную материю в белый горох, в то время как основная ткань платья, наоборот, белая в черный.
Дама справа одета в шелковое платье из купонной материи. Цветочная гирлянда на подоле - это конец купона. Внутри складок мы видим черную материю в белый горох, в то время как основная ткань платья, наоборот, белая в черный.

Вот, кажется, ничего особенного - но это тоже непростое платье! Возможно, лучшее, что есть у Людмилы...

Советский Burberry, как говорится среди собирателей винтажа. Платье из тафты в красную и черную клетку на белом фоне. За академичность тут отвечает широкий отложной воротничок, а широкая юбка из шуршащей ткани уже не говорит, а просто кричит. Длина, кстати, тут ширине соответствует.
Советский Burberry, как говорится среди собирателей винтажа. Платье из тафты в красную и черную клетку на белом фоне. За академичность тут отвечает широкий отложной воротничок, а широкая юбка из шуршащей ткани уже не говорит, а просто кричит. Длина, кстати, тут ширине соответствует.

Вот еще один наряд, заставивший меня свериться с источниками:

Платье с жакетом - и это для поездки на дачу?
Платье с жакетом - и это для поездки на дачу?

Не совсем так. Это сарафан для курорта и пикника (но, конечно, для дачи Николая это немного чересчур), а жакет нужен для того, чтоб прикрывать голые плечи. Как мы помним, в те годы можно было получить штраф за ношение пляжной одежды в городе. Даже в курортном.

Каталог ГУМа, 1958 год. Купальник и легкое платье, дополненное жакетом.
Каталог ГУМа, 1958 год. Купальник и легкое платье, дополненное жакетом.

Собственно, дача. Строящаяся родителями Николая, достроенная им самим, рассчитанная на внуков Николая (как и его автомобиль)

Белые босоножки с белыми носочками, пожалуй, не самый лучший выбор. Но, согласитесь, когда альтернатива им - дефицитные капроновые чулки... Платье Тоси снова очень миленькое и очень наивное. Ничего необычного для своего времени.
Белые босоножки с белыми носочками, пожалуй, не самый лучший выбор. Но, согласитесь, когда альтернатива им - дефицитные капроновые чулки... Платье Тоси снова очень миленькое и очень наивное. Ничего необычного для своего времени.

Снова ничего необычного для своего времени. Халат Людмилы.

Это ничего, что она в халате стоит на проходной общежития, где и мужчины ходят, и вообще. Халат из плотной шелковой ткани (но не из льна или тонкого шелка) позволял, согласно этикету, появляться в гостиной или других помещениях дома в присутствии других людей.
Это ничего, что она в халате стоит на проходной общежития, где и мужчины ходят, и вообще. Халат из плотной шелковой ткани (но не из льна или тонкого шелка) позволял, согласно этикету, появляться в гостиной или других помещениях дома в присутствии других людей.

Полоски и горошки.

Надо отметить, что тут утруждаться не пришлось: в 1970-х (и во второй серии особенно) горох и полоски весьма популярны! Особенно горох.
Надо отметить, что тут утруждаться не пришлось: в 1970-х (и во второй серии особенно) горох и полоски весьма популярны! Особенно горох.

На главную вечеринку сезона Людмила одолжила Катерине свой наряд. Блузка из прозрачного капрона, украшенная лаконичной брошкой у ворота, и юбка в клетку.

Капроновая блузка предполагала во-первых, праздничное событие (на работу такие блузки рекомендовали носить под жакеты) и, во-вторых, комбинацию вниз. Второе, думаю, объяснять не надо?
Капроновая блузка предполагала во-первых, праздничное событие (на работу такие блузки рекомендовали носить под жакеты) и, во-вторых, комбинацию вниз. Второе, думаю, объяснять не надо?

Ну очень интересный наряд! Делай раз:

Приталенное платье с коротким болеро
Приталенное платье с коротким болеро

Делай два:

Болеро застегнуто на пуговки, под него надет красный шелковый платочек. А вы говорите, Людмила всё время в новом! Не всё время.
Болеро застегнуто на пуговки, под него надет красный шелковый платочек. А вы говорите, Людмила всё время в новом! Не всё время.
Журнал "Ленинград", 1957. На левой полосе оранжевое платье тоже с болеро.
Журнал "Ленинград", 1957. На левой полосе оранжевое платье тоже с болеро.

Если тут меня что и напрягает, то совершенно не аутентичная журналистка. Ну не знаю.

На самом деле, рабочий комбинезон Кати приспособили для заводов еще в войну; более того, еще до войны в подобные комбинезоны одевались самые прогрессивные из трактористок. А вот журналистка при исполнении как-то уж слишком растрепана.
На самом деле, рабочий комбинезон Кати приспособили для заводов еще в войну; более того, еще до войны в подобные комбинезоны одевались самые прогрессивные из трактористок. А вот журналистка при исполнении как-то уж слишком растрепана.

А вот зимний вариант Нью-лука. Тоже странновато. Хотя - безусловно - красиво, не могу!

Платье для осени, дополненное плотным вязаным кардиганом.
Платье для осени, дополненное плотным вязаным кардиганом.
Журнал "Ригас модес" 1957-1958 г. Так и называется разворот "Когда прохладно", и видим мы тут всё-таки более узкие юбки.
Журнал "Ригас модес" 1957-1958 г. Так и называется разворот "Когда прохладно", и видим мы тут всё-таки более узкие юбки.

И вишенка на торте: сочетание разных орнаментов: тонкой полоски и геометричных оленей (куда уж без оленей)

Дома Катерина греется в свободной юбке, рубашке в тонкую красную полоску и безрукавке. Между прочим, рубашка тут должна быть тоже очень модная!
Дома Катерина греется в свободной юбке, рубашке в тонкую красную полоску и безрукавке. Между прочим, рубашка тут должна быть тоже очень модная!
Журнал "Ленинград", 1957 год. Судя по всему, блуза Катерины похожа на желтую слева или на красную по центру.
Журнал "Ленинград", 1957 год. Судя по всему, блуза Катерины похожа на желтую слева или на красную по центру.

В общем, есть, во что быть влюблённой. Полностью разделяю!

Идеи осеннего гардероба во второй серии фильма - здесь.

Интересные орнаменты на ткани во второй серии фильма - тут.

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", я одеваю ваших любимых кино и книжных героинь. А еще я сама коллекционирую и ношу винтаж.