Что было "ретро" для 1904 года?

Вот мы с вами вытаскиваем из маминого шкафа платье времен ее молодости - ну, к примеру, 1970-х годов (ему 50 лет, если мама пошила его весной-1969) и начинаем обдумывать, можно ли его надеть на работу, и не будет ли оно "несовременном". Или наоборот, а сойдёт ли оно для стилизованной вечеринки?

И возникает вопрос, а как относились к ретро теме, скажем, в 1900-х годах? Что для них было "ретро"? К этому времени кринолины и шали уже вышли из моды, образ нежного создания уступил позиции новому типу - более самостоятельной женщине, для повседневной жизни которой использовался удобный и практичный костюм-тайер, прототип наших с вами современных офисных костюмов.

В качестве примера возьмем полотна художника Борисова-Мусатова, которого называли певцом дворянских гнёзд. Расцвет творчества художника пришелся на самый рубеж 19 и 20 века, позировали ему подруги, сестра и жена, а воспоминания о совместном рисовании оставили коллеги-художники. С полотен на нас смотрят нереальные женщины середины 19 века. Как они там оказались, если все эти картины были написаны в 1900-х годах? И какую именно эпоху отобразил Борисов-Мусатов?

Борисов-Мусатов "Дом в Введенском", 1904 год. Художник изобразил дам в платьях 1840х-1860х годов, в прическах с локонами и в наброшенных на плечи шалях. Шали были невероятно популярны среди великосветских дам в начале и середине 19 века, однако позднее этот аксессуар перешел в гардеробы мещанок и купчих. Такой переход был связан с началом массового производства дешевых набивных шалей. К концу 19 века аристократки полностью утратили к шалям интерес. На картине мы видим одну квадратную шаль с бахромой и одну узкую, длинную с вытканным кашмирским узором.
Борисов-Мусатов "Дом в Введенском", 1904 год. Художник изобразил дам в платьях 1840х-1860х годов, в прическах с локонами и в наброшенных на плечи шалях. Шали были невероятно популярны среди великосветских дам в начале и середине 19 века, однако позднее этот аксессуар перешел в гардеробы мещанок и купчих. Такой переход был связан с началом массового производства дешевых набивных шалей. К концу 19 века аристократки полностью утратили к шалям интерес. На картине мы видим одну квадратную шаль с бахромой и одну узкую, длинную с вытканным кашмирским узором.

Вот что пишет биограф о работе Борисова-Мусатова над рядом его картин летом 1904 года в Введенском:

"…Холявин стал неожиданно свидетелем того, как работает Мусатов. Ведь до чего просто и великолепно придумал: вывести на прекрасную природу – на луга и в аллеи – женщин в «старинных» платьях. И они сами, легко и естественно двигаясь, начинают тебе что-то «подсказывать»…Болтают на ходу, Лена пытается поймать бабочку, поправляют одежды..."

1904 год, усадьба Введенское, Елена Мусатова (сестра художника) и другие дамы позируют ему. На фото видно, что платья дам - скорее театрализованные, а не подлинные старинные роброны. Однако и эти платья сильно отличаются от того, что носили в то время. Основных отличий два: прически и силуэт.
1904 год, усадьба Введенское, Елена Мусатова (сестра художника) и другие дамы позируют ему. На фото видно, что платья дам - скорее театрализованные, а не подлинные старинные роброны. Однако и эти платья сильно отличаются от того, что носили в то время. Основных отличий два: прически и силуэт.

Для сравнения, прогулочный костюм-тайер (о котором упоминалось выше) и пример нарядных летних платьев 1906 года. Итак, силуэт.

Фото дамы, 1905-1908 год, Европа. Видите небольшой напуск над талией? Это "голубиная грудь". Корсет S-образной формы придавал особую осанку, отличительная черта которой - выдающийся вперед бюст. Кроме как в 1900-х, такие корсеты больше ни-ког-да не носили!
Фото дамы, 1905-1908 год, Европа. Видите небольшой напуск над талией? Это "голубиная грудь". Корсет S-образной формы придавал особую осанку, отличительная черта которой - выдающийся вперед бюст. Кроме как в 1900-х, такие корсеты больше ни-ког-да не носили!
Фото парижанок, 1906 год. Здесь обилие декора на груди снова подчеркивает эту часть тела, а юбки ниспадают особенным образом. обрисовывая бедра и расклешаясь книзу. Тоже специфическая черта первых десятилетий ХХ века.
Фото парижанок, 1906 год. Здесь обилие декора на груди снова подчеркивает эту часть тела, а юбки ниспадают особенным образом. обрисовывая бедра и расклешаясь книзу. Тоже специфическая черта первых десятилетий ХХ века.

Как видим, художник поступил хитро: уговорил сестру, жену и подруг облачиться в платья, стилизованные под старину, и дописал необходимое, чтоб дамы действительно казались старинными. Самое главное - его модели сняли те самые S-образные корсеты, которые формировали модный силуэт 1900-х годов. На фото дамы выглядят "из другого времени". Проще говоря, они "не из 1900-х". В этом и фишка. Теперь художник может "одевать" их на картине в кринолины или в античные туники, и современник воспримет их как "старинных дам".

"Летняя мелодия" - фреска, созданная Борисовым-Мусатовым для дома Дерожинской, 1904 год. Работа над эскизами велась тем же летом 1904 года, во Введенском. Дамы одеты по моде 1860-х годов, но их прически отсылают к эпохе романтизма (1830-х - 1840-х гг), а отделка рукавов может относиться к еще более ранней эпохе.
"Летняя мелодия" - фреска, созданная Борисовым-Мусатовым для дома Дерожинской, 1904 год. Работа над эскизами велась тем же летом 1904 года, во Введенском. Дамы одеты по моде 1860-х годов, но их прически отсылают к эпохе романтизма (1830-х - 1840-х гг), а отделка рукавов может относиться к еще более ранней эпохе.

Сравним наряды дам с этого полотна с нарядами дам с полотна Огюста Тульмуша "Невеста поневоле", 1866 г.

Reluctant Bride, 1866. Невеста и ее подруги одеты по моде 1860-х годов, в юбки на широких кринолинах и в тесные корсажи. Их волосы убраны от лица, девушка слева носит большую (дорогую) шаль, девушка на втором плане носит кружевную накидку. Рукава простые, плавно сужающиеся к кисти. Кроме кринолинов и шали - ничего общего с Борисовым-Мусатовым
Reluctant Bride, 1866. Невеста и ее подруги одеты по моде 1860-х годов, в юбки на широких кринолинах и в тесные корсажи. Их волосы убраны от лица, девушка слева носит большую (дорогую) шаль, девушка на втором плане носит кружевную накидку. Рукава простые, плавно сужающиеся к кисти. Кроме кринолинов и шали - ничего общего с Борисовым-Мусатовым

Теперь сравним прически дам Борисова-Мусатова с прической М. А. Бек с портрета Брюллова (1840 год)

"Портрет М. А. Бек с дочерью", 1840 год, Карл Брюллов. Тут, как и у Борисова-Мусатова, волосы уложены в локоны, обрамляющие лицо. Но в 1840-х кринолины еще не были такими широкими, а рукава имели буффы. Хотя, конечно, можно в целом уловить общие черты между одеждой мусатовских дам и модой 1840-х гг.
"Портрет М. А. Бек с дочерью", 1840 год, Карл Брюллов. Тут, как и у Борисова-Мусатова, волосы уложены в локоны, обрамляющие лицо. Но в 1840-х кринолины еще не были такими широкими, а рукава имели буффы. Хотя, конечно, можно в целом уловить общие черты между одеждой мусатовских дам и модой 1840-х гг.

Всё-таки, откуда тогда воланы на рукавах? Из моды 18 века.

Роброн середины 18 века из коллекции музея "Эрмитаж". Несмотря на внешнее сходство с кринолинами 1860-х гг, тут общего только форма. Важной частью старинного роброна является нижняя (розовая) стеганая юбка, прикрывающая панье из прутьев. Верхняя же юбка распашная и богато декорированная. На картинах Борисова-Мусатова распашных юбок нет. А вот рукава вполне подходят: узкие до локтя и с воланом ниже локтя. Да, чтоб уж вы совсем не сомневались: к роброну носят парик, посыпанный пудрой, и никаких собственных волос!  На мусатовских картинах нет дам 18 века!
Роброн середины 18 века из коллекции музея "Эрмитаж". Несмотря на внешнее сходство с кринолинами 1860-х гг, тут общего только форма. Важной частью старинного роброна является нижняя (розовая) стеганая юбка, прикрывающая панье из прутьев. Верхняя же юбка распашная и богато декорированная. На картинах Борисова-Мусатова распашных юбок нет. А вот рукава вполне подходят: узкие до локтя и с воланом ниже локтя. Да, чтоб уж вы совсем не сомневались: к роброну носят парик, посыпанный пудрой, и никаких собственных волос! На мусатовских картинах нет дам 18 века!
"Сон божества", 1904 год. Всё, что мы хотели видеть, мы увидели: кринолин из 1860-х, прическа эпохи "романтизма" и шаль.
"Сон божества", 1904 год. Всё, что мы хотели видеть, мы увидели: кринолин из 1860-х, прическа эпохи "романтизма" и шаль.

На самом деле, хочется еще поговорить про картину "Реквием" - но это в другой раз.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, я стараюсь!