5480 subscribers

Костюмная шарада: Живанши для Хепберн в фильме "Charade"

921 full read

Фильм "Шарада" был снят в 1963 году с Кэри Грантом и Одри Хепберн в главных ролях. А там, где Хепберн, там, безусловно, и костюмы Юбера Живанши. В данном случае имя модельера даже стоит в титрах, что случалось не всегда. Хотя одевал Одри в кадре только он.

Одри Хепберн в роли Реджины Лэмперт, сцена первого допроса в полицейском участке. Кадр из фильма.
Одри Хепберн в роли Реджины Лэмперт, сцена первого допроса в полицейском участке. Кадр из фильма.

Определить жанр "Шарады" непросто. Романтический детектив, комедия с элементами триллера. Кто-то из кинокритиков даже сравнивает этот фильм с работами Хичхока, хотя, кажется, тут всё намного проще.

Однако детективный сюжет определяет гардероб героини. Можно, конечно, рассмотреть каждый наряд с точки зрения деталей кроя или найти каждому пару из модных журналов 1963 года, но ведь и без того ясно, что костюмы продиктованы современными для года съемки трендами и разбор силуэтов не даст ничего нового.

Куда интересней проследить связь хитросплетений сюжета и выбор цвета костюма героини.

Сильвия, подруга Реджины, в белом и красном; Реджина в темно-коричневом (почти черном) в первой сцене фильма. Эти цвета повторяют цветовую гамму костюмов главной героини на протяжении почти всего фильма.
Сильвия, подруга Реджины, в белом и красном; Реджина в темно-коричневом (почти черном) в первой сцене фильма. Эти цвета повторяют цветовую гамму костюмов главной героини на протяжении почти всего фильма.

До сцены кульминации (то есть до осознания героями, что главное сокровище, которое они ищут, это почтовые марки), Реджина носит только красный, белый (или жемчужный) и черный. Плюс шоколадного цвета, почти черного, меховое манто спортивного кроя в первой сцене. Если темный спортивный комплект связан с размышлениями героини о разводе и тревогой, то жемчужного цвета пальто, скорее, связано с легкостью принятия решения. Этот цвет, близкий к белому - идеален для завязки и смены статуса героини.

Реджина прибывает в Париж, посещает свой дом, попадает на первый допрос, вновь встречается с героем Кэри Гранта - в лаконичном комплекте жемчужного оттенка. Под пальто надето светлое платье-футляр, которого не видно.
Реджина прибывает в Париж, посещает свой дом, попадает на первый допрос, вновь встречается с героем Кэри Гранта - в лаконичном комплекте жемчужного оттенка. Под пальто надето светлое платье-футляр, которого не видно.
Все пальто и жакеты Реджины отделаны крупными пуговицами в тон основной ткани. И только желтое пальто имеет черные пуговицы.
Все пальто и жакеты Реджины отделаны крупными пуговицами в тон основной ткани. И только желтое пальто имеет черные пуговицы.
Все дневные комплекты Реджины строятся по одному принципу: пальто + платье-футляр. Или костюм из жакета (с крупными пуговицами в тон) и короткой узкой юбки. Рукава всех пальто и жакетов - 3/4, что позволяет обыгрывать образы перчатками, которые тоже имеют белый или черный цвет и дополняют основной тон.
Все дневные комплекты Реджины строятся по одному принципу: пальто + платье-футляр. Или костюм из жакета (с крупными пуговицами в тон) и короткой узкой юбки. Рукава всех пальто и жакетов - 3/4, что позволяет обыгрывать образы перчатками, которые тоже имеют белый или черный цвет и дополняют основной тон.

В костюмах Реджины нет причудливых цветовых сочетаний, сложных деталей, вышивок, излишней орнаментальности, которые были, к примеру, в "Сабрине" или "Забавной мордашке". Хотя автор всех этих костюмов один - Живанши. Здесь каждый ее костюм больше напоминает знак, который должен помочь дополнить смысл сцены.

Трижды Реджина одевается в черный: один раз на похороны мужа и дважды - для вечерних выходов с героем Гранта. Но в сцене похорон ее лицо скрыто графичной вуалью, которая создает эффект паутины. Реджина попала в сети, она растеряна, запугана и не понимает даже причин, по которым ей постоянно угрожают.

Реджина в сцене похорон
Реджина в сцене похорон

Несмотря на то, что черное коктейльное платье было стандартным для небольшого вечернего выхода, именно в еще одном черном костюме героиня попадает в первую опасную переделку.

Кадр из фильма, Реджина в черном выходном платье-футляре. Сейчас ей впервые предъявят претензии подельники покойного мужа.
Кадр из фильма, Реджина в черном выходном платье-футляре. Сейчас ей впервые предъявят претензии подельники покойного мужа.
Кадр из фильма. Поверх того же платья Реджина накидывает жакет, когда выбегает из зала ресторана в телефонную будку. Минутой позже после этого кадра на нее нападет бандит с железным крюком вместо руки. Она всё еще будет в этом черном.
Кадр из фильма. Поверх того же платья Реджина накидывает жакет, когда выбегает из зала ресторана в телефонную будку. Минутой позже после этого кадра на нее нападет бандит с железным крюком вместо руки. Она всё еще будет в этом черном.

Еще один вечерний черный комплект Реджина наденет в тот вечер, когда услышит от героя Кэри Гранта очередную выдуманную историю жизни и еще одно подставное имя. Это, конечно, не однорукий бандит в номере отеля, но всё равно момент окажется напряженным.

Красный Реджина носит дважды: обе сцены можно охарактеризовать как "шокирующие". Как только ситуация проясняется (чаще всего в эти моменты Реджина одета в белый), происходит новое неожиданное событие, и героиня переодевается (уже оказывается) в красном.

В красном пальто, дополненном высокой леопардовой шляпкой и черными перчатками, она узнает, что ее покойный муж некогда украл четверть миллиона долларов, которые не только надо бы вернуть хозяевам, но сперва спасти от подельников, стремящихся достать свою долю. Более того, Реджина не понимает, где вообще эти деньги могут быть.

Графичный элемент ворота пальто
Графичный элемент ворота пальто
Красный с черным и леопард для важности. Перчатки Реджины - блестящие и как будто упругие на вид.
Красный с черным и леопард для важности. Перчатки Реджины - блестящие и как будто упругие на вид.

Потом в красный она переодевается после внезапного убийства первого из подельников покойного мужа. Только с ними было достигнуто какое-то соглашение, как одного из них находят утопленным в ванне. Убийца неизвестен. Получается, есть еще кто-то, охотящийся за деньгами? Но теперь у Реджины есть человек, которому она доверяет. И тревожный красный в ее костюме дополнен белым, а формы более мягкие.

Округлой формы шляпка, белые матовые тонкие перчатки, костюм с крупными, как будто мягкими (бархатными?) на ощупь пуговицами.
Округлой формы шляпка, белые матовые тонкие перчатки, костюм с крупными, как будто мягкими (бархатными?) на ощупь пуговицами.

И снова удар: пока героиня в том же красном. Звонит сотрудник американского посольства с сообщением, что новый друг Реджины не тот, за кого он себя выдает...

Красные (бархатные?) пуговицы на жакете
Красные (бархатные?) пуговицы на жакете

Белый плащ и мягкое белое платье из плотной шерсти - пожалуй, характеризуют самые легкие сцены фильма. Героиня увлекается игрой сперва в шпиона, потом в медсестру - в общем, ее мысли полностью заняты новым другом. Некое соглашение с подельниками покойного мужа тоже достигается в белом.

Реджина шпионит
Реджина шпионит
Реджина шпионит в сапожках
Реджина шпионит в сапожках
Реджина проявляет заботу о раненом друге
Реджина проявляет заботу о раненом друге
Герой Кэри Гранта находит "ключик" к подельникам
Герой Кэри Гранта находит "ключик" к подельникам
Сын подруги Реджины - тоже важный персонаж. Пожалуй, один из ключевых. Но этого пока никто не знает.
Сын подруги Реджины - тоже важный персонаж. Пожалуй, один из ключевых. Но этого пока никто не знает.
Интересные вытачки на платье: популярное новшество начала 1960-х гг
Интересные вытачки на платье: популярное новшество начала 1960-х гг

Итак, кульминационный момент. К этому времени убит еще один подельник покойного мужа, а последний оставшийся в живых, заявил другу Реджины, что ни капли не сомневается, что убийца - он. Деньги по-прежнему непонятно где, ситуация патовая, Реджина решает вернуться на работу - раз уж следствие зашло в тупик.

И тут цветовая гамма меняется кардинальным образом: Реджина выходит на работу - в желтом. Ее костюм остается тем же по составу: платье-футляр и пальто с крупными пуговицами. И сперва ничего не предвещает беды...

Работа прервана вмешательством друга, предлагающим "бросить всё и отправиться в парк". Нет, конечно. Просто Реджина вспоминает, что последняя деловая встреча мужа была именно в том парке в прошлый четверг в 5 часов. И сегодня снова четверг...
Работа прервана вмешательством друга, предлагающим "бросить всё и отправиться в парк". Нет, конечно. Просто Реджина вспоминает, что последняя деловая встреча мужа была именно в том парке в прошлый четверг в 5 часов. И сегодня снова четверг...

Герои не знают, что они ищут. Пальто зато шикарное!

Костюмная шарада: Живанши для Хепберн в фильме "Charade"

Оказывается, в парке по четвергам проходит филателистический базар, а марки-то с конверта мужа... Реджина отдала сыну подруги... В общем, хитрый покойник умудрился загнать четверть миллиона в три марки, приклеенные на конверт.

Костюмная шарада: Живанши для Хепберн в фильме "Charade"

Вернувшись с марками в отель Реджина находит труп последнего подельника и бежит спасаться к сотруднику посольства. Он назначает ей встречу уже в темноте и, конечно, в локации, идеальной для погони, покушений и стрельбы.

В желтом пальто Реджину хорошо видно в темноте
В желтом пальто Реджину хорошо видно в темноте
Костюмная шарада: Живанши для Хепберн в фильме "Charade"

Но герой Кэри Гранта, конечно, не может быть плохим. Еще один бандит обезврежен, и на утро героиня идет сдавать банк в посольство. Синий, спокойный костюм хорошо смотрится рядом с формой несущего караул морского офицера.

Костюмная шарада: Живанши для Хепберн в фильме "Charade"

Ну а герой оказывается, конечно, тем самым сотрудником посольства, к которому она и попадает на прием. Пуговицы, кстати, тоже крупные, и весь такой юный и скромный образ в финале просто наводит на мысли о полном хэппи-энде.

Костюмная шарада: Живанши для Хепберн в фильме "Charade"

Чулки цвета новорожденного поросенка в другом фильме с Одри Хепберн

Изображение модного дефиле в "Забавной мордашке" с Одри и в советском кино