Модный "Подкидыш"

24 July 2019

Этот блог посвящен тому, как одеты книжные герои, но сегодня мы поговорим о моде в кино. Чтобы не увязнуть в материале, разберем всего один образ - Лялю в исполнении Фаины Раневской в фильме "Подкидыш", 1939 года.

Итак, Москва, лето, самый центр (в кадре мелькают очень узнаваемые локации) и моды!

Для начала бросим беглый взгляд на костюм героини, а потом уже поговорим о деталях.

По сюжету, Ляля и Муля - типичная комическая пара. Она "высокая женщина" - как ее характеризуют другие персонажи, и явно лидирует в паре; он не выделяется внешне и подчеркнуто покорен; его вполне здравые советы не достигают слуха супруги. Костюм Ляли должен был подчеркнуть комичность роли.
По сюжету, Ляля и Муля - типичная комическая пара. Она "высокая женщина" - как ее характеризуют другие персонажи, и явно лидирует в паре; он не выделяется внешне и подчеркнуто покорен; его вполне здравые советы не достигают слуха супруги. Костюм Ляли должен был подчеркнуть комичность роли.

Наряд Ляли далёк от элегантной простоты платья мамы Наташи. Так, мама собирается на деловую встречу (идет снимать дачу на лето), ее внешний вид подчеркивает сдержанность и успешность. Платье не обременено лишними деталями, зато отлично сидит. Образ дополнен лаконичной соломенной шляпкой с узкой лентой в тон платью, темными чулками и туфельками на каблуках в тон чулок. Единственный акцент - это светлый галстучек. Примерно этим же правилам "необходимого и достаточного" будут следовать все статистки в кадре. Практически все проходные героини одеты по моде: силуэт удлиненный, женственный, юбка плотно облегает бёдра и расклешена книзу. Только одна героиня носит старообразное платье 1920-х - это дама с корзиной, которую Ляля отталкивает от автобуса.

Наташина мама как образец умеренности и элегантности
Наташина мама как образец умеренности и элегантности
Прохожие на улице Горького. Две молодые девушки носят приталенные платья из хлопка или батиста. Подолы доходят до середины голени; визуальный акцент - на талии, перехваченной поясом. Обе в носочках (как и заведующая детским садом), девушка слева носит модный белый берет. Их спутник одет в очень модные в 1930-х широкие бриджи, которые шире обычных спортивных, и использовались именно в модном, городском пространстве. Забавно, но, видимо, бриджи так понравились оператору, что парень прошел в кадре трижды за одну сцену!
Прохожие на улице Горького. Две молодые девушки носят приталенные платья из хлопка или батиста. Подолы доходят до середины голени; визуальный акцент - на талии, перехваченной поясом. Обе в носочках (как и заведующая детским садом), девушка слева носит модный белый берет. Их спутник одет в очень модные в 1930-х широкие бриджи, которые шире обычных спортивных, и использовались именно в модном, городском пространстве. Забавно, но, видимо, бриджи так понравились оператору, что парень прошел в кадре трижды за одну сцену!

Наряд Ляли нарушает гармонию. Почему? Ведь силуэт, длина, состав ансамбля не противоречат моде конца 1930-х. Просто в нем слишком много деталей, за которые цепляется взгляд. Есть такое английское выражение - overdressed - его обычно стилисты переводят фразой "надеть всё лучшее сразу". Так вот это и случилось с нашей героиней.

Ляля одета в костюм из сарафана и жакета. Голову венчает шляпка с цветком причудливой формы.
Ляля одета в костюм из сарафана и жакета. Голову венчает шляпка с цветком причудливой формы.

Пройдемся по деталям, цепляющим взгляд и создающим ощущение перенасыщенности:

В этом кадре видно складки на юбке. Не очень-то распространенный вариант для легкого летнего сарафана! Складками закладывали более тяжелые юбки или более нарядные платья. Зонтик от солнца носит только Ляля: ни мама, ни другие дамы на улицах зонтиками не пользуются, несмотря на то, что это был довольно распространенный аксессуар. А вот зонтик в руках Наташи символизирует, что "мамаша" уже принялась за девочку и вот-вот превратит ее в свою уменьшенную копию! Зонт и авоськи, занимающие руки героев, создают лишние преграды для зрителя: всё время что-то мельтешит.
В этом кадре видно складки на юбке. Не очень-то распространенный вариант для легкого летнего сарафана! Складками закладывали более тяжелые юбки или более нарядные платья. Зонтик от солнца носит только Ляля: ни мама, ни другие дамы на улицах зонтиками не пользуются, несмотря на то, что это был довольно распространенный аксессуар. А вот зонтик в руках Наташи символизирует, что "мамаша" уже принялась за девочку и вот-вот превратит ее в свою уменьшенную копию! Зонт и авоськи, занимающие руки героев, создают лишние преграды для зрителя: всё время что-то мельтешит.

Здесь сразу две детали:

Зонтик с кисточкой на рукоятке (она часто мельтешит в кадре, иногда пересекается с черной сумочкой). И видно, что рукава жакета тоже заложены складками у плеча. Не сказала бы, что плохо - у меня в коллекции есть похожий жакет из шелка, рукава тоже такие - но просто слишком много всего сразу.
Зонтик с кисточкой на рукоятке (она часто мельтешит в кадре, иногда пересекается с черной сумочкой). И видно, что рукава жакета тоже заложены складками у плеча. Не сказала бы, что плохо - у меня в коллекции есть похожий жакет из шелка, рукава тоже такие - но просто слишком много всего сразу.

Вот тут такие же рукава у девушки в нарядном клетчатом платье. В кадре мелькает модная укладка и белый берет.

Модный "Подкидыш"
Тут видно, что сарафан надет поверх белой блузы, а поля шляпы сильно загнуты. В жакетик поверх платья в тон одета несчастная обладательница беретика. То есть мы уже видим, что глобальных решений не так много: платье под пояс, костюм из платья (сарафана) с жакетом или юбка с блузкой (иногда и с формальным жакетом - как у дамы-зубного техника).
Тут видно, что сарафан надет поверх белой блузы, а поля шляпы сильно загнуты. В жакетик поверх платья в тон одета несчастная обладательница беретика. То есть мы уже видим, что глобальных решений не так много: платье под пояс, костюм из платья (сарафана) с жакетом или юбка с блузкой (иногда и с формальным жакетом - как у дамы-зубного техника).

И вишенка на торте: бусы.

Ляля носит крупные розовые бусы. Такой аксессуар сразу снижал градус элегантности в советском понимании слова в конце 1930-х. Не спорю: в послевоенное время вопрос о том, прилично ли носить украшения, поднимался на страницах журналов - и ответ был типа "можно, но в меру". В довоенное время западные кутюрье уже предлагали стильную дорогую бижутерию. Так, Эльза Скиапарелли придумала колье из прозрачного пластика, с приделанными к нему крупными жуками. А вот массивные однотипные камни уже тогда выглядели немножко старомодно.
Ляля носит крупные розовые бусы. Такой аксессуар сразу снижал градус элегантности в советском понимании слова в конце 1930-х. Не спорю: в послевоенное время вопрос о том, прилично ли носить украшения, поднимался на страницах журналов - и ответ был типа "можно, но в меру". В довоенное время западные кутюрье уже предлагали стильную дорогую бижутерию. Так, Эльза Скиапарелли придумала колье из прозрачного пластика, с приделанными к нему крупными жуками. А вот массивные однотипные камни уже тогда выглядели немножко старомодно.

И последний штрих: даже сумочка Ляли не простая, а с украшением! Приглядитесь: там есть декоративный элемент, такая кожаная панелька под рамкой фермуара. У меня, кстати, в коллекции есть такая же сумочка, и она очень симпатичная, но не всё же сразу!

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", я иногда пишу и про кино. Ставьте лайки, а комментарии я читать всё равно не умею :-)