Платья от Кардена для Плисецкой - Бетси Тверской

18 May 2019

На самом деле, княгиня Бетси Тверская одевалась у знаменитого парижского кутюрье Чарльза Фредерика Ворта. Потому что именно его работы определили стиль эпохи последней трети 19 века. И неважно, существовала эта самая Бетси или не существовала - но одевалась она именно у Ворта. Подозреваю, что и те платья, которые привезла с собой из Европы сама Анна Каренина, тоже были от Ворта.

Сегодня мы немного отойдем от темы моды в книге и обратимся к экранизации романа "Анна Каренина"; а точнее к тому, как одета Майя Плисецкая в роли Бетси Тверской в фильме А. Зархи. Известно, что эти костюмы подготовил Пьер Карден.

Балерина и модельер познакомились на фестивале в Авиньоне. И хотя Майя была знакома со многими звездами мира моды, Кардена она выделяла особенно. Их дружба длилась до конца жизни, и в 1998 году они представили совместное шоу "Мода и танец".

Давайте посмотрим, какие наряды придумал Карден для Плисецкой в роли Бетси Тверской.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Платье для вечернего приёма или поездки в оперу - но не для бала - середина 1870-х годов. (Время действия романа - 1874 - 1876 гг) В 1870-х и 1880-х годах весь объем юбки собирается сзади. Чтобы удерживать эту форму, под платьем носят специальные конструкции из проволоки. Форма эта называется турнюр, и, по факту за полтора десятилетия сменилось несколько основных форм турнюров, хотя принцип (акцент - сзади) оставался прежним.
Платье для вечернего приёма или поездки в оперу - но не для бала - середина 1870-х годов. (Время действия романа - 1874 - 1876 гг) В 1870-х и 1880-х годах весь объем юбки собирается сзади. Чтобы удерживать эту форму, под платьем носят специальные конструкции из проволоки. Форма эта называется турнюр, и, по факту за полтора десятилетия сменилось несколько основных форм турнюров, хотя принцип (акцент - сзади) оставался прежним.

Как видим по фото, вечернее платье Бетси создано по мотивам модного силуэта 1870-х годов, хотя смотрится очень современно!

Кадр из фильма. Платье, в котором Бетси появляется на скачках, очень оригинально и - хотя ни капли не похоже на то, что могла носить светская дама 1870-х по аналогичному поводу, имеет массу отсылок к эпохе. Во-первых, турнюр. Тут он есть, и исторический силуэт читается. Но если присмотреться, то станет видно, что он отделен от юбки. В этом ракурсе мы видим обе стройные ножки Майи - а пышный "хвост" существует отдельно. Во-вторых, цилиндр. Круглые шляпы дамы носили с... амазонкой, когда сами ездили верхом. На скачки надевали маленькие шляпки, сдвинутые вперед.
Кадр из фильма. Платье, в котором Бетси появляется на скачках, очень оригинально и - хотя ни капли не похоже на то, что могла носить светская дама 1870-х по аналогичному поводу, имеет массу отсылок к эпохе. Во-первых, турнюр. Тут он есть, и исторический силуэт читается. Но если присмотреться, то станет видно, что он отделен от юбки. В этом ракурсе мы видим обе стройные ножки Майи - а пышный "хвост" существует отдельно. Во-вторых, цилиндр. Круглые шляпы дамы носили с... амазонкой, когда сами ездили верхом. На скачки надевали маленькие шляпки, сдвинутые вперед.
Кадр из фильма. В-третьих, лиф с имитацией удлиненного лифа-кирасы 1870-х. Белый клин напоминает нам об удлиненных корсажах, выходивших мысиком вниз.
Кадр из фильма. В-третьих, лиф с имитацией удлиненного лифа-кирасы 1870-х. Белый клин напоминает нам об удлиненных корсажах, выходивших мысиком вниз.
Кадр из фильма. Самый мой любимый наряд этой серии! Дневное визитное платье с закрытым лифом и длинными рукавами. Мы уже видим сзади турнюр, сформированный из пышно взбитых слоёв сетки или шёлка. Но характер героини требует углов - и вот мы видим два элемента, острыми углами уходящие вверх, формирующие стремительную линию.
Кадр из фильма. Самый мой любимый наряд этой серии! Дневное визитное платье с закрытым лифом и длинными рукавами. Мы уже видим сзади турнюр, сформированный из пышно взбитых слоёв сетки или шёлка. Но характер героини требует углов - и вот мы видим два элемента, острыми углами уходящие вверх, формирующие стремительную линию.
Модная картинка 1880-х годов (да, не совсем то время - но стилистика та же) Декор на юбке создаёт иллюзию острого угла.
Модная картинка 1880-х годов (да, не совсем то время - но стилистика та же) Декор на юбке создаёт иллюзию острого угла.

В общем, костюмы получились очень интересные: и с намёком на историчность, и очень оригинальные.

Но нельзя же просто так взять и закончить текст? Вот вам два платья от Ворта. Помните, была ли Бетси или не была - но одевалась она у него. Как Плисецкая одевалась у Кардена.

Дом Ворта, вечернее платье середины 1870-х годов. Лиф и юбка сделаны отдельно.
Дом Ворта, вечернее платье середины 1870-х годов. Лиф и юбка сделаны отдельно.
Дом Ворта, платье со сменным лифом, 1874 год. К одной юбке были пошиты один вечерний и один обеденный (этот, с длинным рукавом) лиф.  Почему? Потому что на юбку шло очень много ткани, и было выгоднее шить различные лифы к одной и той же юбке, чем тратиться на разные платья.
Дом Ворта, платье со сменным лифом, 1874 год. К одной юбке были пошиты один вечерний и один обеденный (этот, с длинным рукавом) лиф. Почему? Потому что на юбку шло очень много ткани, и было выгоднее шить различные лифы к одной и той же юбке, чем тратиться на разные платья.

Еще по теме:

Турнюр Сафо Штольц

Амазонка Анны Карениной

Свадебное платье Кити

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах" - я пишу о том, как на самом деле одеты ваши любимые героини. Ставьте лайки, они повышают мне настроение :-)