Через воду и огонь

6 июля – Аграфена Купальница (день мученицы Агриппины)

7 июля - Иван Купала (Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня - Иоанна)

Мнение православной Церкви и светская версия этого праздника существенно различаются. Православные христианские предписания и забавные языческие традиции, элементы богослужения и народные суеверия – все это соединил в себе Иван Купала. Наши предки отмечали его в окружении природы, используя силу влияния на человека стихий воды и огня.

«Душистый» день

Шестого июля, в день Аграфены Купальницы, дома украшали цветами и травами. В банях, которые начинали топить с утра, дух стоял дивный от травы, устилавшей пол, и веников – очень сложных букетов из папоротника, иван-да-марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты. Считалось, что Аграфена Купальница блюдет здоровье и телесную чистоту. Больных стариков и хворых детей вносили в баню на крапиве и парили целебными травами. Матери водили ребятишек умываться к родникам, а с полдня начиналось купание в реках, которое продолжалось до позднего вечера.

Меж шумным купаньем веселье не смолкало: устраивались игры и пиршества. А, кроме того, днем отправлялись в лес заготавливать веники на целый год. Сломленные в этот день, они считались чудодейственными, только в них непременно должно быть по ветке березы, ольхи, рябины, черемухи, смородины, ивы, липы и по разному цветку.

Бесовские проказы

По поверьям, в «душистый» день нечистая сила только «разминалась» перед волшебной ночью. Главные чудеса совершались в самую короткую ночь в году, когда нельзя спать, потому как нечисть совершенно распоясывается.

Ведьмы, колдуны, оборотни вредят во всю мощь: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший шалит в лесу: заводит в чащобу и пугает. Водяной, чьи именины приходятся на этот день, заманивает людей в воду.

Именно в эту ночь на 7 июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Их козней против человека – не счесть, и время они проводят шумно, с истинно бесовским весельем.

Хотите – верьте, хотите - нет

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.

Потому как ведьмы в Иванову ночь делаются более опасными, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, — для наилучшего предохранения от нечисти.

Если в зачарованную купальскую ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Травы и цветы, собранные на Ивана Купалу, почитаются более целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед. Если через такой купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто выше прыгнет, тот счастливее год проживет.

Цветок папоротника

С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления о неимоверных богатствах. Люди ждали не только хорошего урожая, но и еще большей щедрости от природы.

Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, нечистые духи окажутся в его полном распоряжении. Он может знать где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдёт как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним - стоит только приложить к замку чудесный цветок.

Наши предки сложили немало легенд о волшебном цветке, из уст в уста они передавали потомкам «правдивые» истории о нем.

Не только по всей Руси, но и во многих европейских странах отмечали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник. А где-то народная традиция очищения водой и огнем живет и по сей день.

Татьяна Порецких