Патриарх Кирилл погубил деву-философа?

Женская страсть вполне может распространяться на любовь к науке. Гипатия это доказала: эта страсть забрала её целиком.

Она успела побывать математиком, астрономом, философом, физиком и педагогом. Увы, не осталось и следа её творчества.

История же её жизни такова: родилась Гипатия в 370 году н.э. в Александрии, основанной в своё время Александром Македонским.

Гипатия
Гипатия

Когда-то центр торговли, культуры и науки, родина чудесного Фаросского маяка, Мусейонского места муз (сейчас бы мы назвали это академией наук) и легендарной Александрийской библиотеки, к 4 столетию нашей эры город утерял былую славу. Появившееся христианство в то время резко противилось античной науке (именно христианский император запретил философские школы). Александрия оставалась последней цитаделью наук.

Отец Гипатии Теон был известнейшим математиком и астрономом. По легенде, племянник императора Константина Юлиан Отступник даровал Гипатии это имя в честь Зевса Гипата-Высочайшего. Наукам деву учил отец. Епископы-христиане, утвердившиеся в городе, не жаловали научных опытов Мусейона, языческого оплота.

В 391 году в городе воцарился голод. Оголодавшая толпа обвинила во всём Мусейон, ворвалась в храм Сераписа, где уже давно не молились, а исследовали науки, решив разграбить его. Голодные библиотекари не смогли противостоять толпе, их перебили. Но еды или питья не было в храме. Толпа решила сжечь книги. Но тех было так много, что успела подоспеть стража, угомонившая толпу. Уцелевшие рукописи собрали, и работа библиотеки возобновилась. В её главе встал Теон, который теперь часто болел. Он решил передать своё дело дочери.

В 400 году Гипатия стала преподавать в школе неоплатоников, учила математике, астрономии и философии, помогала отцу править работы Евклида и Птолемея. «Ипатия … приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов», – писал Сократ Схоластик, — «она была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей». Однако, даже дивясь Гипатии, мужчины не были готовы принять её как достойного собеседника, считая, что бабе дело это хозяйство вести, а не преподавать на кафедре. Ходили слухи, что эта девица-девственница сбежала с собственной свадьбы, предпочитая любовь мужей любви к науке и теперь, не зная, куда девать нерастраченные чувства, занята науками и политиками. Неслыханное дело, женщина на коллоквиуме, который ведут губернатор Орест и патриарх Кирилл?!

Гипатия действительно посещала переговоры властей и церкви, не желая войны христиан и эллинов. Горожане же вообразили, что Гипатия настраивает Ореста против Кирилла. «Так как она (Ипатия) очень часто беседовала с Орестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами под начальством некоего Петра однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли», — сообщает Сократ Схоластик.

Гипатия на картине Рафаэля Санти
Гипатия на картине Рафаэля Санти

Жуткое дело, фанатики набросились на 45-летнюю женщину, раздели донага и растерзали на куски острыми черепками. Христианское милосердие как оно есть.

Ни в одном из сохранившихся письменных источников об этом событии ни один из авторов не выражает радости по поводу произошедшего. Сократ Схоластик отрицает, что Кирилл мотивировал толпу напасть на Гипатию. Доказательств, что Кирилл виновен, и правда нет, да и выгоды ему с того не было, скорее напротив — расправа над женщиной скорее восстановила жителей Александрии против христиан.

По всей видимости, невежественная толпа посчитала женщину-учёную ведьмой и расправилась с ней, принеся невиновного человека в жертву — словно и не было Иисуса, который своей смертью выступил с порицанием подобной практики.

Иронично, что впоследствии христианами было описано житие некой святой Екатерины Александрийской, в точности повторяющей жизнь Гипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. «Таким образом, жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую», — отмечают исследователи.