Без карабели - ни с постели!

443 full reads
613 story viewsUnique page visitors
443 read the story to the endThat's 72% of the total page views
4 minutes — average reading time

Статья написана много лет назад и посвящена мастер-классу по польской крестовой школе который состоялся в 2011 году. Януш Синявский любезно принял мое приглашение и приехал в Россию с двумя сыновьями специально чтобы рассказать о своей деятельности.

Глава семьи Януш Синявский в Санкт-Петербурге
Глава семьи Януш Синявский в Санкт-Петербурге
Глава семьи Януш Синявский в Санкт-Петербурге

Бывает так: ты думаешь, что знаешь чего-то довольно хорошо, а потом вдруг выясняется, что ты вообще об этом ничего не знал. У меня в жизни так случалось уже несколько раз. Например, лет двадцать назад я начал знакомство с учебниками фехтования эпохи Возрождения. И когда мне сделали первый же перевод старинного трактата, я стал понимать, что все наши прошлые представления о ренессансном фехтовании – полная иллюзия.

Или вот еще: долгое время я искренне считал, что неплохо представляю себе мензурное фехтование. До тех пор, пока не поехал в Германию специально для изучения этой школы. И в первый же день мне открылась истина – оказывается, я ничего не знал о подлинной немецкой мензуре.

Вот и сейчас, организуя семинар по польской сабле, я ожидал, что приедет специалист, и проведет занятия по довольно известному предмету, лишь углубив мои уже имеющиеся знания деталями национального колорита. Однако, польский маэстро Януш Синявский, в первый же день приготовил для меня очередное откровение. Да, как уже не трудно догадаться, я не представлял себе фехтование польской саблей...

Карабела
Карабела
Карабела

Впрочем, это оказалось простительно. Ведь и сам маэстро Синявский, по собственному уверению, лишь полгода назад нашел ключ к реконструкции традиционной польской крестовой школы сабельного фехтования.

Действительно, и в самой Польше традиционное фехтование оказалось утраченным. Причем – довольно давно. И то, что историкам спорта известно как польская (или польско-венгерская) сабельная школа, имеет отношение лишь к спортивной сабле. А организуя этот семинар, я рассчитывал исключительно на традицию.

Собственно, маэстро Януш Синявский и является наиболее признанным в Польше апологетом традиции. Его фехтовальная карьера началась более двадцати лет назад, когда он начал изучать саблю под руководством легендарного польского оружиеведа Войцеха Заблодского. Однако, к этому времени, традиция уже была прервана, и Заблодский преподавал не польскую саблю, а саблю вообще. То есть – некую смесь старых польских мотивов и классической итальянской школы. Именно такой микст отражен в хрестоматийной работе Заблодского «Ciecia Prawdziwa Szabla» (Правильные удары саблей)

Поэтому, освоив учение Заблодского, Януш Синявский приступил к собственным изысканиям в области истории. Изыскания эти оказались не слишком глубокими. Ведь самый ранний учебник сабельного фехтования (трактат Михаила Старжевского) был создан в Польше лишь в 1830 году (а опубликован значительно позже). Причем – эта работа оказалась неполной. И в течении многих лет, Януш продолжал развивать польскую саблю в таком вот, несколько незавершенном, виде.

Иллюстрация из учебника Стажевского
Иллюстрация из учебника Стажевского
Иллюстрация из учебника Стажевского

Именно в таком виде, кстати, польское фехтование попало на большой экран: в фильме «Огнем и мечом» маэстро Синявский работал в качестве постановщика фехтовальных сцен.

Но вот, полгода назад (то есть, приблизительно осенью 2010), один из сыновей Януша – Бартош Синявский, сумел отыскать на просторах интернета  еще один уникальный трактат по фехтованию. Это оказался прусский трактат по польской сабле написанный несколько ранее труда Стажевского. Новая находка удивительным образом соединилась с учебником Старжевского, восполнив утраченные части и создав, наконец, полное очертание традиционной фехтовальной техники. Рассказывая об этом открытии, Януш Синявский до сих пор не скрывает радостного волнения, восхищаясь тем, как точно совпали две книги, разделенные, без малого, тремя веками. При этом он уточняет: «Как две рукавицы»!

Следующие полгода были посвящены активному воссозданию стиля. Януш и сыновья заново учили польскую саблю, добиваясь наибольшей близости к первоисточнику. В результате наметился достаточно отчетливый контур легендарной крестовой школы, о которой польский мемуарист сказал: «Венгерец бьет слева направо, москаль сверху, турчин на себя, а поляк крест-накрест машет своей саблей!»

Именно по окончании этого, первого этапа реконструкции, по приглашению нашей школы, семья Синявских прибыла в Петербург для проведения первого в мире семинара по традиционной польской сабле. И если для самого Януша, восстановление крестовой школы стала новым шагом в его фехтовальном развитии, то для нас общение с ним оказалось вообще непрерывным откровением. Поэтому первый день двухдневного семинара мы целиком посвятили лекционному занятию.

Барток и Кшиштов Синявские демонстрируют технику польской крестовой школы на пальцатах.
Барток и Кшиштов Синявские демонстрируют технику польской крестовой школы на пальцатах.
Барток и Кшиштов Синявские демонстрируют технику польской крестовой школы на пальцатах.

Облачившись в фирменные футболки с гербами школы Синявских (грифон с мечом), наши гости рассказали и показали основы своего учения, обращая особое внимание на сравнение традиционной польской сабли и классической итальянской. Действительно, специфика польской традиции особенно хорошо заметна на контрасте, который проявляется практически во всем: детали боевой стойки, передвижения, атаки и уходы, специфическая работа корпусом… Одновременно с этим, Януш рассказывал о истории сабли в Польше, начиная с ранних «баторовок» и заканчивая знаменитыми карабелами, которые, по мнению самого Януша являются не истинно польскими, а, по сути, турецкими саблями. Отдельной частью лекции стал рассказ о распространении польской рубящей школы в мире, в первую очередь – в Германии. Недаром ведь в Пруссии появился тот самый трактат по польской сабле. Развивая эту позицию, Януш высказал очень оригинальную мысль: по его мнению, основы техники немецкого мензурного фехтования следует искать именно в польской рубящей традиции.

Групповой занятие в Санкт-Петербурге
Групповой занятие в Санкт-Петербурге
Групповой занятие в Санкт-Петербурге

Я имел возможность изучать немецкую мензуру у непосредственных носителей мастерства. И конечно, я имею свое мнение относительно истории этой оригинальной техники. Поэтому, в первый день, доводы маэстро Синявского показались мне недостаточно убедительными. Зато во второй день, посвященный целиком практической работе, я получил возможность несколько пересмотреть свою точку зрения. Во всяком случае, мое правое запястье, покрутив саблей в течении нескольких часов, очень быстро вспомнило специфические ощущения, которые не появлялись именно со времен моего проживания в Германии.

Этот второй день семинара принес нам всем не меньше открытий, чем первый. И хотя в этот день уместились лишь самые основы, или, даже, первоосновы польской техники, мы сумели оценить и специфику сабельных упражнений, и педагогическое мастерство Януша. И, что немаловажно, инструкторские таланты его сыновей.

Бартош и Кжиштоф – близнецы. Поэтому чувство партнера, относительно друг друга, у них врожденное. Демонстрация техники, которую они производили, впечатляет своей синхронностью даже на фотографиях. Четыре года назад они начали изучать фехтование под руководством отца и, к настоящему времени, добились заметных успехов. Во всяком случае, Януш теперь берет их с собой и на съемки в кино, и на показательные выступления. А вот опыт инструкторской работы у братьев стал первым. Причем сразу – в очень большой группе.

Барток за работой
Барток за работой
Барток за работой

С нашей стороны на семинар собралось 28 человек из Петербурга, Москвы и даже Екатеринбурга. К счастью, все учащиеся имели определенный опыт в фехтовании, поэтому Януш смог преподавать свою школу особенно эффективным способом, на базе сравнений. И опираясь на эти сравнения, мы все смогли быстрее почувствовать правильную ширину малоподвижной боевой стойки и научились в польской манере раскачивать корпусом. Но самым трудным для фехтовальщиков классиков стал способ управления оружием, связанный с непрерывным и очень специфичным вращением.

Отводя на практическую часть семинара шесть часов, я предполагал, что этого времени будет вполне достаточно. В том смысле, что отработав два этапа по три часа, люди устанут и не смогут уже тренироваться с необходимой отдачей. Однако, запланированное время пролетело незаметно и, более того, вторая часть тренировки, по инерции, продлилась еще на час. Да и после официального окончания, уже получив на руки эксклюзивные сертификаты с размашистым шляхетским автографом, многие из наших учащихся не захотели отпускать семью Синявских и еще долго продолжали общение в кулуарном формате. И только поздно вечером мы смогли освободить Януша и его сыновей из плена русских любителей фехтования.

Первая российская группа Януша Синявского
Первая российская группа Януша Синявского
Первая российская группа Януша Синявского

Такой успех заставил нас задуматься о дальнейшем продвижении польской сабли в России. Тем более, что за время прошедшего семинара, Януш успел преподать лишь самые основы своей уникальной техники. А ведь ему самому еще предстоит открывать новые горизонты крестовой школы, закодированные в двух старинных трактатах, соединившихся в лаборатории Синявских «как две рукавицы». Для окончательного анализа первоисточников, Янушу, по его собственной оценке, понадобиться еще полгода. Поэтому, произведя нехитрые расчеты, мы приняли решение о создании специального гранд-семинара по польской сабле, который должен будет состояться в Польше, в рамках проекта «Историческая Родина». В этот десятидневный семинар войдет культурная программа, с посещением музеев и значимых для фехтования мест, уроки маэстро Синявского по польской сабле, а так же уроки нашей школы по сабле классической. Соединение в одном семинаре двух видов сабельного фехтования создаст необходимую базу для сравнительного анализа, который сможет провести каждый учащийся самостоятельно. Кроме того, всех участников предстоящей экспедиции ждет бонус – изучение канонического салюта классической саблей, технику которого, насколько мне известно, не знает сейчас никто…

Так же, впрочем, как никто пока до конца не знает и всех секретов польской крестовой школы сабельного фехтования.

Семья Синявский и Сергей Мишенев. 2011 год.
Семья Синявский и Сергей Мишенев. 2011 год.
Семья Синявский и Сергей Мишенев. 2011 год.

P. S. Забегая вперед. В следующих годах мы действительно стали проводить семинары по полькой крестовой школе непосредственно на исторической родине. Но это уже совсем другая история...