Туркменские проправительственные журналисты обиделись на заявление о своей несвободе

 Официальная пресса Туркменистана. Фото с сайта Azathabar.com
Официальная пресса Туркменистана. Фото с сайта Azathabar.com

Туркменское проправительственное издание Orient опубликовало колонку, в которой выражает возмущение заявлениями о несвободе СМИ в стране. Материал, написанный по итогам прошедшей в Бишкеке XXI Центральноазиатской конференции «Свобода и плюрализм СМИ в условиях цифровой трансформации», был размещен на сайте издания в ночь на 19 июля.

«На конференции с легкостью навешивали ярлыки и обвиняли страны в отсутствии свободы прессы, демократии. Вот взяли и решили, что в Туркменистане очень плохо со свободой СМИ. Опросили, как было оглашено, 500 человек из Центральной Азии и только четырех из Туркменистана. И порешили, что там свободы слова нет», — пишет автор колонки. Она подчеркивает: «Но если учесть, что в Туркменистане проживает 6 миллионов человек, то социологический анализ на материале 4 человек разве назовешь объективным и демократичным?».

Стоит отметить, что официально численность населения Туркменистана до недавних пор оценивалась в 5,5 миллиона человек. Но недавно, как сообщили источники независимых изданий, проведенное исследование выявило сокращение реальной численности населения до 3,3 миллионов человек. Как оказалось, 1 миллион 879 тысяч 413 человек за 2008-2018 годы покинули страну. По словам источников, результаты исследования разозлили президента Гурбангулы Бердымухамедова. Официально публиковать материал не стали, а проводившие работу бывшие руководители Государственного комитета по статистике Людмила Аманниязова и Айна Ораева помещены под надзор.

Также Orient не упомянуло результаты недавно опубликованного рейтинга международной организации «Репортеры без границ» (RSF). В этом году Туркменистан впервые занял первое место по несвободе прессы, обогнав даже Северную Корею. Все независимые СМИ, освещающие ситуацию в Туркменистане, заблокированы на территории страны. Их редакции вынуждены жить в эмиграции, а корреспонденты и источники выступают анонимно. В противном случае они подвергаются серьезным преследованиям.

Официальные СМИ пишут исключительно об успехах страны, причем достоверность этой информации регулярно подвергается сомнению. Практически все их материалы представляют собой отчеты с правительственных мероприятий или соответствуют их повестке. Немалая часть статей посвящена восхвалению лично Бердымухамедова. Так, правительственная газета «Нейтральный Туркменистан» всегда помещает на передовице портрет президента. Orient — сравнительно новое издание, как минимум по дизайну выглядящее более современным, чем остальные провластные СМИ. Кроме того, оно сравнительно редко упоминает Бердымухамедова. Но его тематика все же в основном совпадает с остальными прогосударственными изданиями.

Бердымухамедов периодически отчитывает руководителей СМИ за малоинтересность, однако одновременно заявляет, что они должны уделять еще больше внимания госпропаганде. А Государственное информационное агентство недавно объявило, что правительственные издания якобы имеют преимущество перед независимой прессой. В материале агентства было сказано: «И коммерческие издания, и самодеятельные блогеры всегда будут писать про то, что интересно читать, а не про то, что действительно важно».

https://fergana.agency/news/109167/