В Крыму предложили запустить чартер в Ташкент для перелетов на поминки и отдых

Сейтумер Ниметуллаев. Фото с сайта Krymr.com
Сейтумер Ниметуллаев. Фото с сайта Krymr.com

В Крыму региональная общественная организация «Къырым бирлиги» («Единство Крыма») предложила министерствам иностранных дел Узбекистана и России рассмотреть вопрос о запуске чартерного авиасообщения между Симферополем и Ташкентом. Об этом РИА «Новости Крым» сообщил председатель организации Сейтумер Ниметуллаев.

Инициативу пообещал поддержать депутат Госдумы от Крыма Руслан Бальбек. Ниметуллаев пояснил, что это нужно, во-первых, для жителей полуострова, которые хотят посетить могилы родственников: «Есть поминальные дни. У наших соотечественников здесь много родственников похоронено. Также наши родственники похоронены в Узбекистане». Во-вторых, заявил он, крымским татарам, проживающим в Узбекистане, интересен отдых на крымских курортах.

Сейтумер Ниметуллаев родился в 1952 году в селе Джамбай Самаркандской области Узбекской ССР. В 1967 году его родители первыми переехали в Херсонскую область Украины и с тех пор оказывали помощь в обустройстве приехавшим крымским татарам. Ниметуллаев с 2003 по 2014 года возглавлял отделение «Партии Регионов» в Херсонской области. В 2014 году поддержал присоединение Крыма к России, в том же году в Симферополе создал крымско-татарскую организацию «Къырым бирлиги», соучредителем которой стал его сын, юрист и предприниматель Рустем. «Къырым бирлиги» стал разрешенной альтернативой организации Меджлис крымскотатарского народа, созданной в 1991 году и запрещенной в 2016 году в России.

О реакции узбекского МИДа на предложение Ниметуллаева пока не известно. С одной стороны, в мае 2018 года, после того как президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил увеличить количество чартерных рейсов, национальная компания «Узбекистон хаво йуллари» («Узбекские авиалинии») совместно с Госавиандзором разработала и внедрила упрощенный порядок одобрения заявок на организацию таких рейсов. С другой стороны, запуск сообщения с Крымом может создать проблемы Узбекистану, который в 2014 году твердо обозначил свое неприятие и непризнание присоединения Крыма к России, в том числе осложнить отношения с западными инвесторами из стран, считающих его аннексией. Национальный перевозчик «Узбекистон хаво йуллари» перестал выполнять рейсы в Крым с весны 2014 года, а в августе 2017 года глава компании Валерий Тян заявил, что авиасообщение не возобновится, пока Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) не урегулирует вопрос с воздушным пространством Крыма. «Если мы полетим в Крым без разрешения Украины, тут же "залетим" под санкции, то есть вся Европа для нас будет закрыта», — объяснил он.

С конца августа чартерные рейсы начнут летать в Узбекистан из Китая, их готовы организовать китайские туроператоры совместно с туристической компанией Diplomatic VIP and Travel Service. Развивается авиасообщение с соседним Таджикистаном, прерванное на 25 лет из-за напряженности в отношениях. 6 августа Таджикистан и Узбекистан связал третий авиамаршрут – из Душанбе в Бухару. Ранее были запущены рейсы Душанбе — Самарканд и Ташкент — Душанбе.

Международное информационное агентство «Фергана»