Кто такой Давид Бурлюк?

"Указываю: самомнением не страдаю, но страдаю великой страстью к занятиям искусством".

Давид Бурлюк (21 июля 1882 — 15 января 1967). Фото 1929 года из архива Е.Д. Спасского
Давид Бурлюк (21 июля 1882 — 15 января 1967). Фото 1929 года из архива Е.Д. Спасского

Давид Бурлюк человек и пароход. Художник, поэт, акционист, галерист, книгоиздатель, журналист, провокатор, импрессионист, фовист, экспрессионист, авангардист, футурист... Натура противоречивая и, на мой вкус, малоприятная.

"Семейный портрет", 1916 год. Холст, масло. 59.5х68.5. Живёт в Москве в Государственном музее В.В. Маяковского
"Семейный портрет", 1916 год. Холст, масло. 59.5х68.5. Живёт в Москве в Государственном музее В.В. Маяковского

Василий Кандинский назвал Бурлюка отцом русского футуризма, но начинал Давид Давидович как импрессионист. В 1908 году он даже написал листовку "Голос импрессиониста в защиту живописи" и объявил импрессионизм отправной точкой для обновления русского искусства.

Импрессионисткая работа 1906 года "Портрет матери" (холст, масло, 90.5х75.6) живёт в Москве в Государственной Третьяковской галерее
Импрессионисткая работа 1906 года "Портрет матери" (холст, масло, 90.5х75.6) живёт в Москве в Государственной Третьяковской галерее

Уроженец Харьковской губернии, давид увлёкся живописью в 12 лет. Как и многие современники, он учился везде понемногу: в художественных училищах Казани и Одессы, в мюнхенских Королевской академии художеств и школе Антона Ажбе, в студии Фернана Кормона в Париже...

"Озеро у Медвежьей горы", 1924 год. Собрание ABA Gallery, Нью-Йорк
"Озеро у Медвежьей горы", 1924 год. Собрание ABA Gallery, Нью-Йорк

В 23 года (1905 г.) он начал организовывать выставки единомышленников и себя любимого. Он выставлялся в Петербурге, Киеве, Вильне (вместе с импрессионистами), Москве, Одессе и Мюнхене (вместе с "Синим всадником" Кандинского и Марка).

"Йокогама. Священный камень и ворота синтоистского святилища". 1922 год. Собрание Ирины и Алекса Вальгер, Нью-Йорк
"Йокогама. Священный камень и ворота синтоистского святилища". 1922 год. Собрание Ирины и Алекса Вальгер, Нью-Йорк

В 1911-1914 годах он вместе с Владимиром Маяковским учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Их исключили за пропаганду футуризма: на втором году обучения они (с Велимиром Хлебниковым и компанией) выпустили манифест футуристов "Пощёчина общественному вкусу". Я бы тоже исключила. За пощёчину-то.

"Волы", 1908 год. 58х70. Самарский областной художественный музей
"Волы", 1908 год. 58х70. Самарский областной художественный музей

Маяковский потом будет вспоминать боевого товарища: "Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтобы писать, не голодая".

"Женщина с зеркалом", 1915-1916 годы. Холст, масло, кружево, зеркальное стекло. 37.8х57.5 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
"Женщина с зеркалом", 1915-1916 годы. Холст, масло, кружево, зеркальное стекло. 37.8х57.5 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

В разные годы Бурлюк издавал произведения Хлебникова, Каменского, Маяковского и Лившица, "Первый футуристический журнал", "Газету футуристов", журнал "Цвет и рифма" (США), сборники "Студия импрессионистов" и "Садок судей", собственные стихотворные сборники.

"Японец, разделывающий тунца", 1922 год. 61.2х46.5 см. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк
"Японец, разделывающий тунца", 1922 год. 61.2х46.5 см. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

В начале 1920-х Давид Бурлюк (ему было под 40) с женой Машей перебрался в Японию, а оттуда в Нью-Йорк. На чужбине он стал корреспондентом прокоммунистической газеты "Русский голос" и попытался к титулу "отец русского футуризма" добавить гордое звание "отца американского футуризма", но эта кампания провалилась: впечатлить американцев не удалось. В 1930 году Бурлюк получил американское гражданство, а в 1940 подал прошение о возвращении гражданства советского. Отказали.

"Пастбище", 1946 год. Акварель, бумага
"Пастбище", 1946 год. Акварель, бумага

Дожив до 85 лет, Давид Давидович скончался, оставив после себя 16 000 картин (если верить художнику). Его прах развеяли над водами Атлантики.

Выставка "Давид Бурлюк. Слово мне!" открыта в Музее русского импрессионизма в Москве до 27 января 2019 года.

Добавьте своей жизни 50 оттенков искусства, подпишитесь на канал!