Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

1,9k full reads
3,9k story viewsUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 49% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Жажда урвать своё заложена в природу человека со времен Адама. Босх показывает, как устроен мир, которым правят алчность и похоть.

Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

В основе сюжета триптиха «Воз сена» — библейское пророчество Исаии и нидерландская поговорка. Первое гласит, что «всякая плоть — трава, и вся красота её — как цвет полевой» (Ис. 40:6), вторая сообщает, что «мир — как воз сена, и каждый хватает, сколько сможет».

Жанр, в котором работал Иероним Босх, можно назвать «визуальной проповедью». Он обличал смертные грехи, грозил адским пеклом и Страшным судом, цитировал на своих картинах притчи и изречения из Библии. На этом триптихе в центре внимания алчность и сластолюбие — главные пороки эпохи, по мнению мастера и его богобоязненных современников.

Иероним Босх. «Воз сена». Дерево, масло. 147,1 × 224,3 см. 1512–1515 (датировка музея Прадо). Прадо, Мадрид
Иероним Босх. «Воз сена». Дерево, масло. 147,1 × 224,3 см. 1512–1515 (датировка музея Прадо). Прадо, Мадрид

Падение нравов во всех слоях общества Босх объяснял происками нечистой силы: слабый духом человек не может устоять перед её соблазнами. Нечисть тащит воз сена, то есть преходящих мирских благ — денег и плотских удовольствий. Впряжённые в повозку черти переходят из мира людей в ад, где всех соблазнившихся ждёт расплата.

Ниже мы рассмотрим триптих в деталях
Ниже мы рассмотрим триптих в деталях

Если правая створка посвящена адскому пеклу, то левая отдана райским кущам. Здесь Босх показал происхождение греха и первопричину того, что изображено на центральной панели, — падение ангелов и искушение первых людей. Так же, как и они, потомки Адама и Евы неспособны устоять перед соблазном. Таким образом, хотя три створки и посвящены разным измерениям, Босх объединил их в цельный нарратив причинно-следственной связью.

Левая створка: начало начал

Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

1. Сотворение человека. По Ветхому Завету, на шестой день творения мира Бог создал людей. Босх изобразил сотворение Евы: именно она первая поддастся дьявольскому искушению.

2. Грехопадение. Согласно книге Бытия, Адам и Ева были изгнаны из рая, вкусив в нарушение запрета плод с древа познания добра и зла. Еву соблазнил дьявол, обернувшийся змеем. Босх изобразил искусителя с лицом Евы по средневековой традиции, известной по крайней мере с XII столетия: богослов Пётр Коместор писал, что змей стал похожим на первую женщину, чтобы втереться к ней в доверие.

Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

3. Изгнание из рая. Первых людей обычно изображают скорбящими по утраченному Эдему, но здесь поражённый грехом гордыни Адам спорит с ангелом, преграждающим ему путь назад.

4. Ангелов-отступников сатана соблазнил ещё раньше, чем первых людей. Бог низвергает предателей с небес, и они в полёте превращаются в ту нечисть, которая катит воз сена.

5. Линия горизонта объединяет центральную панель с раем. Кровавое побоище происходит на фоне того же сотворённого Богом пейзажа, которым наслаждались в Эдеме Адам и Ева. Однако люди, ослеплённые фальшивым блеском земных благ, не способны увидеть ни красоту Божьего мира, ни то, что, следуя за возом, они отдаляются от рая и движутся прямиком в ад.

Центральная панель: земная юдоль

Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

6. Земные властители — французский король, бургундский герцог и император в короне, как у Бога-отца на левой створке, — едут за возом и не могут видеть тех, кто им управляет.

7. Папа римский. Американский искусствовед Мэрилин Стокстад называла Босха одновременно мистиком и социальным критиком. Люди его эпохи считали, что живут во времена падения нравов в католической церкви, и даже у римских пап была скверная репутация. Босх на своих картинах не раз затрагивал эту тему, критикуя в том числе и высших иерархов. В триптихе художник изобразил папу римского рядом с представителями светской власти, указывая, что церковь слишком озабочена в первую очередь мирскими делами.

Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

8. Сено у современников Босха ассоциировалось с богатством из-за золотистого цвета и недолговечности.

9. Иноверцы охотятся на «сено» так же, как и христиане, богатые так же, как и бедные. Босх подчеркивает, что все люди равны перед Богом.

10. Лестница, приставленная к возу, рифмуется с лестницей, приставленной к башне в аду. Так Босх показывает, куда на самом деле пытаются взобраться эти люди.

11. Сластолюбие во времена Босха называли «музыкой плоти». Лютня в руках мужчины в богатых одеждах, сидящего с подругой между ангелом и демоном, указывает на то, что эта чета выбрала грех, а не благочестие. Пара слуг позади них слилась в объятиях — её выбор тем более очевиден.

12. Ангел — единственный персонаж картины, чьи мысли и взгляд обращены к Богу. Бог в ответ смотрит на него, а не на забывших о Создателе людей.

13. Сова. Этот образ многозначен. У интеллектуалов эпохи Возрождения птица богини Афины ассоциировалась с мудростью. Но в Средние века сову считали и символом невежества и заблуждений, поскольку она не видит при дневном свете. Эту ночную хищную птицу также называли посланницей дьявола. Сова, как пишет Мэрилин Стокстад, «важный для гуманистов Северной Европы образ, поскольку они верили в силу просвещения и в то, что люди выберут правильный путь, если будут знать о нём».

Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

14. Монашество Босх не раз критиковал. Здесь монах и монахини думают лишь о пополнении мешка сеном, то есть казны золотом. Существенным источником «сена» была продажа индульгенций. Недовольство тем, как духовенство наживается на пастве, стало одной из причин Реформации.

15. Убийства — прямое следствие потакания собственным слабостям: в борьбе за мирские блага люди не останавливаются ни перед чем.

16. Кувшин — символ бренной оболочки, в которую заключена душа. Важна не внешняя форма, а внутреннее содержание. У этого волынщика в кувшине — «цвет полевой».

17. Лекарь-шарлатан. Все добывают «сено» по-своему. Женщина надеется, что лекарь избавит её от зубной боли, но полный сена кошель указывает на то, что доход для него важнее здоровья пациентов.

Правая створка: адские перспективы

Причины и последствия: обличение смертных грехов на картине Иеронима Босха

18. Черти несут голову с завязанными глазами как знамя. Метафора: мирские блага ослепляют человека, а погоня за ними буквально лишает его головы.

19. Толпа объединяет «земную» панель с правой створкой; процессия переходит из мира живых в ад, как из одной комнаты в другую. Так Босх подчеркнул: неизбежное наказание ближе, чем порой кажется.

20. Ад ещё только строят, но уже заселяют грешниками. Этот триптих — единственная работа Босха, где преисподняя изображена в незавершённом виде.

Срединный путь: воздержание от греха

Внешние створки триптиха. «Путник» («Странник», «Пилигрим»). 135 х 90 см.
Внешние створки триптиха. «Путник» («Странник», «Пилигрим»). 135 х 90 см.

На внешних створках триптиха — «проповедь» на тему тех же пороков. Однако здесь Босх обращается от человечества к отдельно взятому человеку, который сталкивается с буквальным воплощением упомянутых грехов.

Алчность олицетворяют разбойники: они привязали к дереву и обокрали прохожего. Любострастие — это крестьяне: вместо того чтобы трудиться, они танцуют под волынку — инструмент, символизирующий похоть. Путник не обращает на них внимания, но не смотрит он и на Бога.

Как пишет Пилар Сильва, заведующая отделом искусства Северного Возрождения в музее Прадо, «на подготовительном рисунке Босх изобразил за мостом крест, который он убрал на финальной стадии работы и заменил распятием на маленьком алтаре на дереве, под которым сидит пастух-волынщик».

Как и на центральной панели триптиха, все повернулись к Богу спиной. По-видимому, к концу жизни Босх не ждал от современников духовных подвигов и надеялся сподвигнуть их хотя бы на то, чтобы не умножали зло.

Эту статью я написала для журнала «Вокруг света». Она была впервые опубликована летом 2020.