Ван Гог в погоне за успехом и от успеха

17 December 2018
Ван Гог в погоне за успехом и от успеха

Винсент Ван Гог один из самых трагических персонажей в истории искусства. Всё у него не слава Богу! Его тянет к людям — и он ни с кем не может ужиться. Он жаждет самостоятельности — и обречён быть ярмом на шее брата. Он хочет семью — и решает из сострадания жениться на проститутке о двух детях. (Естественно, эта затея обречена на провал.) Он жаждет признания — и совершенно к нему не готов.

1889 год, Портрет пациента госпиталя Сен-Поль
1889 год, Портрет пациента госпиталя Сен-Поль

В сентябре 1889 Винсент пишет Тео — своему брату и меценату: "...нельзя сказать "я умею написать портрет" и не солгать при этом, так как искусство портрета не знает пределов". Слово "портрет" отсюда можно смело изъять: Винсент всегда подчёркивает, что он ученик, а профи он не станет никогда. Поэтому, если вдруг к нему проявляют интерес, Винсент не столько радуется, сколько удивляется и даже сердится: столько хороших художников вокруг, а журналист именно о нём пишет!

1888 год, Ваза с 12 подсолнухами
1888 год, Ваза с 12 подсолнухами
"Очень удивлён тем, что г-н Исааксон задумал писать статью о моих этюдах. Я искренне советовал бы ему повременить со статьёй, отчего последняя только выиграет, так как через год я, надеюсь, смогу показать ему кое-что более характерное, свидетельствующее о более волевом рисунке и лучшем знакомстве с провансальским югом..."

Через год он будет кормить червей.

1887 год, Натюрморт с двумя подсолнухами
1887 год, Натюрморт с двумя подсолнухами

Хорошо, что журналисты не спрашивают у художника, стоит ли о нём писать сейчас или лучше повременить. Поэтому статьи всё же выходят, и в 1890 году, в январском номере Mercure de France выходит статья Альбера Орье "Одинокие". 1 февраля Винсент делится впечатлениями с братом:

"Меня чрезвычайно поразила присланная тобой статья о моих картинах. Нет нужды объяснять тебе, что, по моему глубокому убеждению, в статье описано не то, как я на самом деле работаю, а то, как я должен был бы работать. <...> Он показывает <...> собирательный образ идеального художника. <...> Всё, что критик говорит о моих подсолнечниках, он с гораздо большим основанием мог бы отнести к великолепным штокрозам и жёлтым ирисам Квоста или блистательным пионам Жаннена. <...> Тем не менее охотно сознаюсь, что статья преисполнила меня глубокой признательностью".

Вы про Квоста слышали? Картины Жаннена видели? Вот и я нет. А "Подсолнухи" Ван Гога, было дело, даже копировала на заказ. Но сейчас не об этом.

Спустя три месяца, пережив очередной припадок, а вместе с ним приступ самоуничижения, хандры, отчаяния и прочего, Винсент возвращается к статье Альбера Орье: "Пожалуйста, попроси г-на Орье не писать больше статей о моих картинах. Главным образом внуши ему, что он заблуждается на мой счёт..."

1888 год, Красные виноградники в Арле
1888 год, Красные виноградники в Арле

Удивительно, что при таком настрое в этот же период одну из картин Ван Гога всё же удалось продать! Что называется, не благодаря, а вопреки. Выставки, в которых при жизни участвовал Винсент, можно пересчитать по пальцам, и одна из них — выставка символистов в Брюсселе (Бельгия) — обернулась успехом: бельгийская художница Анна Бош за 350 франков купила "Красные виноградники в Арле" 1888 года. В переводе на сегодняшние рубли получается что-то около 76 000, что для неизвестного художника в целом неплохо. Потом картину купил Иван Абрамович Морозов, поэтому сегодня она хранится в коллекции Пушкинского музея. Кстати, эти же виноградники рисовал Поль Гоген, когда жил с Ван Гогом в Арле.

Поль Гоген, 1888 год, Сбор винограда в Арле
Поль Гоген, 1888 год, Сбор винограда в Арле

Хотите больше Ван Гога? Посмотрите здесь на его "Ночное кафе", а здесь на образы Жизни и Смерти в его живописи. Пишите в комментариях, о чём ещё вам рассказать!