FilmGourmand
396 subscribers

30 лет фильму о Красных Фонарях

10 сентября 1991 года на Венецианском международном кинофестивале и на кинофестивале в Торонто прошла премьера фильма Чжана Имоу, дословный перевод названия которого звучит как "Большой Красный Фонарь".

30 лет фильму о Красных Фонарях

В русскоязычном прокате можно встретить два перевода названия этого фильма: "Подними Красный Фонарь" и "Зажги Красный Фонарь". Каждый волен выбрать для себя то название, какое ему больше нравится. Между тем, повесть известного китайского писателя Су Туна, по которой поставлен этот фильм, называется "Жёны и наложницы". И это название, наверное, лучше всего отражает содержание фильма, поскольку в нём описываются жизнь и взаимоотношения четырёх жён одного господина в Китае 20-х годов 20-го века.

30 лет фильму о Красных Фонарях

На упомянутом выше Венецианском кинофестивале фильм Чжана Имоу был номинирован на высшую премию - Золотого Льва. Но жюри кинофестиваля под председательством итальянского кинематографиста Джан Луиджи Ронди сочло более достойной этой премии картину советского кинорежиссёра Никиты Михалкова "Урга (Территория любви)". Среди 22-х номинантов на высшую премию фестиваля был ещё один фильм, вполне достойный победы, - "Король-Рыбак" Терри Гиллиама. Но решением жюри Чжану Имоу, равно как и Терри Гиллиаму, были присуждены премии Серебряный Лев за Лучшую режиссёрскую работу.

30 лет фильму о Красных Фонарях

Чуть позже, в ноябре 1991 года, фильм Чжана Имоу претендовал на Бронзового Коня - высшую премию Стокгольмского международного кинофестиваля. Но и тут жюри отдало предпочтение другой картине - фильму Ларса фон Триера "Европа".

30 лет фильму о Красных Фонарях

В начале следующего, 1992-го, года фильм Чжана Имоу был номинирован на премию Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке. Однако, свою премию Американские киноакадемики присудили итальянскому фильму "Средиземное море" режиссёра Габриэле Сальватореса. В том же году фильм Чжана Имоу получил от Итальянской киноакадемии премию Давид ди Донателло как Лучший иностранный фильм. В соревновании за эту премию фильм "Подними (Зажги) Красный Фонарь" обошёл картину Ридли Скотта "Тельма и Луиза" и фильм "Тени и туман" Вуди Аллена.

30 лет фильму о Красных Фонарях

В 1993 году фильм "Подними (Зажги) Красный Фонарь" был удостоен премии БАФТА как Лучший фильм на иностранном языке. Среди претендентов на эту премию был, в частности, французский фильм "Любовники с Нового моста" Леоса Каракса.

30 лет фильму о Красных Фонарях

Со стороны кинокритиков фильм Чжана Имоу "Подними (Зажги) Красный Фонарь" был встречен почти 100%-ным восторгом. Один из наиболее авторитетных американских кинокритиков Джеймс Берардинелли поставил фильму 4 звезды из 4-х возможных и в своей рецензии написал: ""Подними Красный Фонарь" - один из самых возвышенно красивых и откровенно тревожных фильмов 1990-х годов. Кроме того, это лучшая работа на сегодняшний день, созданная комбинацией актрисы Гун Ли и режиссера Чжан Имоу. Это - один из тех слишком редких фильмов, которые способны увлечь зрителей, пока они его смотрят, а затем преследовать их часами (или днями) после этого." Гуру американской кинокритики Роджер Эберт тоже оценил фильмы максимально высоко и включил его в свой список "Великих фильмов".

30 лет фильму о Красных Фонарях

Российские кинокритики оценили фильм Чжана Имоу также достаточно высоко. Сергей Кудрявцев поставил фильму 8,5 звезд из 10 возможных и в рецензии отметил, что "Чжан Имоу ... подтверждает высочайшую изобразительную и кинематографическую культуру, потрясающе выстраивая композицию, завораживающе чередуя крупные и общие планы, снятые чуть сверху (кстати, съёмки происходили на острове Тайвань, в сохранившей свой многовековой уклад китайской усадьбе). Этот режиссёр - чуть ли не первый в современном кино КНР, кто обратился к тысячелетним традициям китайского миросозерцания и доказал, что, несмотря ни на какие запреты и идеологический диктат, в культуре Китая остались тесные связи с древнейшей философией и системой отношения к человеческому бытию."

30 лет фильму о Красных Фонарях

Другой авторитетный российский кинокритик Евгений Нефёдов, который, как я уже неоднократно отмечал, способен разглядеть социальную подоплеку в самом, казалось бы интимном произведении, и в этом фильме разглядел чуть ли не революционный манифест. Так, в своей рецензии он пишет: "Оценим иронию истории. Красный цвет, в который окрашены фонари, зажигаемые и вывешиваемые в покоях той жены, у какой намерен провести ночь господин, успел наполниться иным смыслом – начал ассоциироваться с революцией, и спустя несколько десятилетий именно новое содержание официально одержит верх. Дело не только в классовых противоречиях, всё-таки проникающих за высокие стены – получающих выражение, допустим, в поступках служанки Янъэр, втайне мечтающей стать очередной избранницей хозяина, снедаемой ревностью, помогающей плести против своей госпожи интриги. Разрушается изнутри тщательно оберегавшийся на протяжении веков сословный принцип как таковой. Принцип, разительно не соответствующий не мимолётным веяниям, но фундаментальным (понимаемым в материалистическом ключе) условиям функционирования общества и государства."

30 лет фильму о Красных Фонарях

Оценка фильма рядовыми кинозрителями характеризуется следующими цифрами: 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Чжана Имоу "Подними (Зажги) Красный Фонарь" по версии FilmGourmand'а составил 9,942, что позволило ему занять 46-е место в Золотой Тысяче.

30 лет фильму о Красных Фонарях