FilmGourmand
396 subscribers

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

10 сентября 1990 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы".

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Все, кто читал "Гамлета" Вильяма нашего Шекспира, знают, что "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - это фраза из финальной сцены этой гениальной пьесы. А фильм с таким названием поставлен Томом Стоппардом по его же пьесе, которую принято называть абсурдистской трагикомедией.

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Постановка пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», осуществлённая Томом Стоппардом, была впервые представлена зрителям в 1966 году на Эдинбургском театральном фестивале. Затем эта пьеса с успехом шла на сценических площадках Бродвея. Всего состоялось 480 спектаклей. В 1968 году Том Стоппард получил премию "Антуанетты Перри за достижения в области американского театра", чаще именуемую коротко: премия "Тони", за лучшую пьесу.

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Кинокомпания MGM приобрела у Тома Стоппарда права на экранизацию его пьесы за 200 тысяч долларов и планировала привлечь к экранизации режиссёра Джона Бурмена, друга Стоппарда, а также звезд мирового кино Майкла Кейна, Лоуренса Оливье, Альберта Финни и других. Но что-то помешало реализовать эти планы. И очень долго MGM, как "собака на сене", сама не снимала и другим не давала снимать фильм по этой пьесе. Этим объясняется временной разрыв между театральной постановкой и киноэкранизацией в 20 с лишним лет.

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Этот фильм стал единственным в творчестве Тома Стоппарда как кинорежиссёра, хотя как сценарист и продюсер он принимал участие в создании многих замечательных фильмов, например, "Бразилия". Можно предположить, что на решение Стоппарда прекратить занятия кинорежиссурой повлияли весьма нелицеприятные отзывы кинокритиков, в частности, гуру американской кинокритики Роджера Эберта: "Как пьеса «Розенкранц и Гильденстерн» завораживает; мы используем наши знания о «Гамлете», чтобы собрать воедино полупрозрачные, неполные действия основных актёров, чьи знаменитые сцены мы узнаем буквально по одной реплике или жесту. Но как фильм, этот материал, свободно адаптированный Стоппардом, скучен и бесконечен. Лежит ровно на экране, почти не шевелится."

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Примерно в том же ключе, но гораздо резче, высказался по поводу фильма Тома Стоппарда кинообозреватель The New York Times Винсент Канби, написавший в своей рецензии: "На сцене этот материал мог бы обернуться большим развлечением, чем-то вроде прекрасной музыки. Но в более реалистичном кинематографе такое количество слов просто ошеломляет барабанные перепонки и давит на веки, как старые монеты."

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Однако, мнение жюри Венецианского кинофестиваля оказалось диаметрально противоположным мнению ведущих американских критиков. Фильм Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" решением жюри под председательством американского писателя Гора Видала был удостоен главной премии фестиваля - Золотого Льва. И это при том, что в числе номинантов был фильм Мартина Скорсезе "Славные парни". Кстати, в составе того жюри была знаменитый советский кинорежиссёр Кира Муратова.

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Оценки фильма Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" российскими кинокритиками оказались гораздо более благожелательными, чем оценки их американских коллег. Так, известный кинокритик Сергей Кудрявцев поставил фильму 8 баллов по 10-балльной системе и в своей рецензии отметил: "когда в 1990 году сам Стоппард решил дебютировать в кинорежиссуре и экранизировать свою давнюю пьесу, предоставив возможность успевшим зарекомендовать себя британским актёрам Гэри Олдмену и Тиму Роту виртуозно, даже с постмодернистским шиком сыграть заглавных “героев поневоле”, он, пожалуй, неожиданно для собственных поклонников постарался придать изначально ёрнической истории приметы вполне классической трагедии. Герои за минувшие века действительно измельчали и опошлились, но ведь и нынешнее время - отнюдь не гамлетово, а поистине розенкранцево и гильденстерново." Что верно, то верно.

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Признаюсь, мне удалось досмотреть фильм до конца лишь с четвёртой попытки. Но посмотрев его, я ничуть не пожалел о потраченном времени. Фильм очень театрален, но это и понятно, принимая во внимание его предысторию. Когда и где ещё посмотришь британскую театральную постановку с переводом на русский язык?

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по версии FilmGourmand'а составил 8,345, что позволило ему занять 392-е место в Золотой Тысяче.

30 лет Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.