Полвека Белому солнцу пустыни

30 March 2020

30 марта 1970 года, полвека назад (!), состоялась вторая, окончательная, премьера фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни". Фильм вышел на экраны советских кинотеатров довольно широким тиражом - 1410 копий. А мог вообще не выйти, поскольку после первой, ограниченной, премьеры, правильнее сказать, для ограниченного круга лиц, состоявшейся в декабре 1969 года, фильм был подвергнут жесточайшей критике со стороны коммунистического руководства советским кинематографом.

Вполне вероятно, что таким образом партийное руководство мстило Владимиру Мотылю за его предыдущий фильм - "Женя, Женечка и "катюша"". И лишь восторженная оценка со стороны самого главного коммуниста - Л.И.Брежнева, который, как оказалось, был горячим поклонником жанра "вестерн", позволила фильму выйти на экраны.

Все перипетии, злоключения и мытарства, пережитые фильмом, как на стадии производства, так и на стадии проката и после, достаточно подробно описаны в российской киноведческой литературе и СМИ. Например, в книге Фёдора Раззакова «Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918—1972», Эксмо, 2008, отдельная глава посвящена этому фильму.

Мы не собираемся пересказывать эти, достаточно широко известные материалы, поскольку у нас немного другая задача. Мы, согласно заявленной нами теме нашего канала - "Лучшие произведения мирового кинематографа", просто представляем фильмы, включённые в Золотую Тысячу лучших кинофильмов всех времён и народов, и обосновываем включение этих фильмов в число шедевров мирового кино.

Так вот, "Белое солнце пустыни" вышло на экраны в 1970 году, и в первый год его посмотрели 34,5 миллионов советских кинозрителей. Такая цифра приведена в Кинопоиске и в Википедии. Причём, в Википедии приведена и другая цифра кинозрителей, а именно - 50 миллионов. В чём же причина того, что буквально на одной и той же странице приводятся два довольно существенно расходящихся между собой показателя количества просмотров одного и того же фильма?

Смеем предположить, что ответ дал сам Владимир Мотыль в интервью газете "Коммерсант", в котором сообщил, что в тот год коммунистическое руководство советского кино, что называется, "тащило" на госпремию фильм одной из крупнейших фигур советского кино, Сергея Герасимова, - "У озера". И с этой целью попросту приписало часть зрителей "Белого солнца" фильму Герасимова. И в итоге, фильм "У озера" госпремию получил. А "Белое солнце пустыни" - нет.

Впрочем, пусть даже фильм Мотыля посмотрели "только" 34,5 миллиона человек. Что это означает в финансовом плане? Вспомним, сколько стоил билет в кино в начале 70-х. Да, были детские киносеансы, на которых на первые ряды кинотеатров билет стоил 10 копеек. Но на дневные и на вечерние сеансы билеты стоили 30-50 копеек. То есть, если даже мы возьмём среднюю цену билета в 30 копеек, то посещение кинофильма 34,5 миллионами кинозрителей принесло выручку в 10,35 миллионов рублей. А затраты на производство фильма составили 650 тысяч рублей. То есть, выручка в 16 (!) раз превысила расходы.

А ведь ещё этот фильм был продан в 100 стран мира! Сколько выручил бюджет от этой продажи - тайна за семью печатями. Впрочем, как и вся информация о доходах и расходах советской кинематографической отрасли.

И ни чем иным, как чудом, можно считать то, что фильм коммунистические деятели культуры не успели смыть, что он попал в руки советским космонавтам, в частности, к Алексею Леонову, что он, благодаря своему статусу Героя Советского Союза, сумел "донести" этот фильм до Леонида Брежнева, а тому фильм пришёлся по душе. И благодаря этой цепи случайности фильм смог добраться до зрителя. А ведь сколько было фильмов, на долю которых такой "счастливый случай" не выпадал!

Партийное руководство советского кино, которому не удалось уничтожить фильм, тем не менее, сделало всё, чтобы ни на один фестиваль, ни отечественный, ни международный, фильм не попал. А потому он не попал в поле зрения наиболее авторитетных зарубежных кинокритиков. Но наиболее продвинутые зарубежные кинозрители сумели посмотреть этот фильм. И дать ему соответствующую оценку.

В качестве таковой можно считать отзыв на этот фильм пользователя IMDB под ником scribbler-2: "Ни один другой фильм в мире не может лучше описать идею классического российского кино. Под таким заключением могут подписаться миллионы и миллионы людей в бывшем СССР....Этот фильм - лучший из когда-либо снятых в этом своеобразном жанре, который процветал в советское время под неофициальным названием «Остерн», называемый так некоторыми продвинутыми экспертами и знатоками. ... Будучи лучшим из когда-либо созданных "остернов", фильм этот, на самом деле, нечто в тысячу раз больше, чем просто неплохой боевик. Для россиян это культовый фильм номер один, почти каждая строчка которого - знаменитая фраза. Особенно хорошо известен этот афоризм: «Восток - дело тонкое». Зловещее значение этой мудрости, сформулированной в начале 70-х годов, было, наконец, оценено только после афганской кампании и с тех пор никогда не перестает оставаться в национальной политической повестке дня."

Справедливости ради, хотим отметить, что, как говорится, "награда нашла героя". Через 28 лет после премьеры фильм "Белое солнце пустыни" был удостоен Государственной премии. Но в другой стране: не в СССР, а в России. И если советский кинозритель проголосовал за фильм, что называется, "рублём", то сегодняшние кинозрители оценили шедевр Владимира Мотыля, выставив свои оценки на сайтах IMDB и Кинопоиск. 77% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10.

С учетом перечисленных выше показателей успеха рейтинг фильма "Белое солнце пустыни" составил 8,124, что позволило ему занять 565-е место в Золотой Тысяче.