"Дети Дон-Кихота" (СССР, 1966): зрительская ностальгия

3 July

Дети Дон-Кихота. СССР, 1966. Режиссер Евгений Карелов. Сценарист Нина Фомина. Актеры: Анатолий Папанов, Вера Орлова, Владимир Коренев, Лев Прыгунов, Андрей Бельянинов, Наталья Фатеева, Николай Парфёнов, Наталья Седых и др. 20,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Лирическая комедия «Дети Дон-Кихота» была встречена зрителями очень тепло. Но вот отзывы кинопрессы были нередко иными.

К примеру, известный кинокритик Виктор Демин (1937-1993) упрекнул фильм в легковесности и наивности (Демин, 1967). Демин В.П. Вокруг «среднего фильма» // Искусство кино. 1967. № 12. С. 80-84.

Но время всё расставило на свои места: в отличие от массы, в самом деле, слабых и средненьких лент, «Дети Дон-Кихота» до сих пор остаются в репертуаре центральных телеканалов и их с доброй улыбкой смотрят все новые и новые поколения зрителей.

Уже в XXI веке киновед Ирина Гращенкова писала, что предложив Анатолию Папанову главную роль в этом фильме, Евгений Карелов «сохранил его статус комедийного актера, но изменил сам тип персонажа, из отрицательного переведя в положительные. Этот доктор Бондаренко не чертами лица, но манерой поведения, чувствования, мягкостью, интеллигентностью напоминает доктора Чехова. Именно на этой фигуре абсолютно прекрасного человека режиссер хотел сосредоточить внимание зрителя… В юморе, лиризме, в человечности семейно-бытовых сцен заключалось обаяние этого фильма. Без претензий на философские и художественные изыски Карелов сумел придать теме «чужих детей» звучание гуманистическое и высокое, как теме духовного родства и любви к дальнему и ближнему» (Гращенкова, 2010: 218). Гращенкова И. Карелов Евгений Ефимович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 217-219.

Зрителям этот фильм нравится и сегодня:

«Замечательный фильм. Может быть, это даже лучшая роль А. Папанова. Такие фильмы, как этот, воспитывают в людях добросердечность, милосердие, любовь. В фильме есть эпизод, когда Папанову, точнее его герою, говорят, что невозможно забирать всех брошенных малышей, а он отвечает, что это бывает не так часто, всего четвёртый случай в его практике.... А я всегда с грустью думаю о том, что в наши дни это бывает, наоборот, очень часто. Столько брошенных деток...» (А. Алексеева).

«Считаю, что это лучший фильм Папанова. Когда смотрю его всегда смеюсь и плачу. Много эмоций, обычные человеческих эмоций. Почему-то сейчас таких фильмов не снимают, про людей, про добро» (Александра).

«Фильм замечательный! … Коренев и Прыгунов молодые, безумно красивые. И всё в фильме красиво - отношения, чувства, поступки» (Кенарева).

А каковы Ваши мнения о фильме «Дети Дон-Кихота», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020