32 122 subscribers

Плащи и трико: как супергеройские фильмы стали самыми популярными

145 full reads
323 story viewsUnique page visitors
145 read the story to the endThat's 45% of the total page views
2 minutes — average reading time
«Супермен», реж. Спенсер Гордон Беннет, Томас Карр, 1948
«Супермен», реж. Спенсер Гордон Беннет, Томас Карр, 1948

Когда фильмы про супергероев только появились, они были предназначены исключительно для детей или самых преданных фанатов. И сначала кинематографисты не прилагали особых усилий, чтобы сделать их лучше. Достаточно посмотреть на фильм «Супермен» 1948 года – он куда больше похож на мультфильм и дело даже не в спецэффектах, а в том, как картина снята. Вероятно, даже поклонникам комиксов было не очень интересно смотреть фильмы того времени о любимых персонажах. Однако, в конце 70-х все поменялось.

В 1978 году режиссер Ричард Доннер снял первый супергеройский фильм «Супермен», который одновременно стал и успешным, и серьезным блокбастером. Это был высокобюджетный фильм с потрясающими актерами, такими как Марлон Брандо, напряженным сюжетом и впечатляющими визуальными эффектами для того времени. Ричард Доннер показал всему миру, что супергеройские фильмы могут быть по-настоящему зрелищными. А также, что эти картины могут приносить киностудиям хорошие деньги и многочисленные премии, включая «Оскар» за визуальные эффекты.

«Супермен», реж. Ричард Доннер, 1978
«Супермен», реж. Ричард Доннер, 1978

Затем на большом экране появился «Бэтмен» Тима Бертона, который стал важной вехой для развития этого жанра. Майкл Китон, Джек Николсон и Ким Бейсингер подписались на участие в экспериментальном проекте, который в итоге превзошел все ожидания и получил «Оскар» за лучшие декорации. Но как известно, если в Голливуде какой-то фильм выстреливает, можно быть уверенным, что киностудии наснимают еще и еще. Так появились три сиквела Бэтмена, но ни один из них не был настолько же хорош. Особенно «Бэтмен и Робин» Джоэла Шумахера. Фильм больше походил на длинную, нудную рекламу игрушек, чем на полноценную историю. В последующие годы режиссер Джоэл Шумахер признался, что его единственной задачей было сделать фильм веселым и продать много игрушек для франшизы.

«Бэтмен и Робин» не получил ожидаемых сборов и дальнейшие сиквелы были немедленно отменены. Не помогло и то, что другие супергеройские картины того года, такие как «Спаун» и «Мистер Сталь», также провалились в прокате. Некоторое время казалось, что супергеройским фильмам пришел конец. Однако, нашлись кинематографисты, которые не потеряли веру в этот жанр.

Многие считают, что «Люди Икс» и «Человек-паук» вернули популярность супергеройским фильмам. Но до них был еще один фильм, который впечатлил зрителей. «Блэйд» с Уэсли Снайпсом в главной роли хоть и не был традиционным супергеройским фильмом, но более серьезный по своей сути, вампирский боевик поразил зрителей и показал, что комиксы могут быть чем-то большим. «Блэйд» помог вернуть доверие к жанру, и несмотря на то, что он не получил огромных сборов, дал продюсерам понять, что потенциал экранизации комиксов велик.

Далее вышли «Люди Икс» и «Человек-паук», получившие огромную популярность среди фанатов и отличные кассовые сборы. Но Голливуд снова повторяет одни и те же ошибки. Киностудии делали ставку на потенциал франшизы, нежели на реальное качество фильмов. На каждый успешный релиз приходилось столько же неудач. И вновь многие скептики предсказывали, что жанр скоро исчезнет.

Хит Леджер в роли Джокера
Хит Леджер в роли Джокера

И тогда появился «Темный рыцарь», который изменил правила игры. Трудно поверить, но было время, когда многие не верили в режиссерское видение Кристофера Нолана. Особенно его решение снять Хита Леджера в роли Джокера. Режиссер не вдохновлялся предыдущими фильмами по комиксам, но криминальными картинами, такими как «Схватка» Майкла Манна. И он не побоялся затрагивать важные социальные вопросы. Кристофер Нолан показал, что супергеройские фильмы могут претендовать на серьезные номинации «Оскара» - Хит Леджер получил награду за лучшую мужскую роль второго плана. С коммерческой точки зрения картина также стала невероятно успешной.

Нолан открыл метафорическую дверь для супергеройских фильмов в большое кино, но кинематографическая Вселенная Marvel (MCU) стала настоящим мировым феноменом. Все началось с фильма «Железный человек». В MCU позаботились, чтобы все фильмы были взаимосвязаны между собой и в итоге превратились в феерической зрелище о Мстителях. Это было самое настоящее блаженство для поклонников комиксов. Теперь можно было посмотреть на всех любимых супергероев в одном фильме, что казалось невозможным еще несколько лет назад. К тому же кассовые сборы показали, что супергеройский жанр отнюдь не исчерпал свой потенциал.

«Мстители: Война бесконечности», реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, 2018
«Мстители: Война бесконечности», реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, 2018

По следам успеха MCU, Warner Brothers и Sony ускорили планы по созданию собственных кинематографических вселенных. Очевидно, что именно DCU казалась реальным соперником вселенной Мстителей. В конце концов, именно у них были Бэтмен, Супермен, Чудо-женщина и Зеленый Фонарь. Но, DCU вряд ли сравниться с MCU в плане коммерческого успеха. Печально известный инцидент c «Лигой Справедливости» Зака Снайдера – всего лишь один из примеров проблем, с которыми столкнулась кинокомпания.

А тем временем Marvel выпускает фильм за фильмом, которые становятся кассовыми хитами. Картины нередко преодолевали отметку в миллиард долларов по кассовым сборам, но «Мстители: Война бесконечности» сделали то, что никто не мог предсказать. Фильм внезапно перешагнул отметку в 2 миллиарда. Это заставило многих задуматься о том, что «Мстители: Финал» могут стать самым кассовым фильмом. На его пути стоял «Аватар» Джеймса Кэмерона. Но фанаты верили, что именно Marvel сможет преодолеть предыдущий рекорд.

Плащи и трико: как супергеройские фильмы стали самыми популярными

В очередной раз супергеройский жанр превосходит все ожидания и становится самым кассовым фильмом, отодвинув «Аватар» на второе место. И эта победа во многом акцентирует путь, пройденный со времени, когда фильмы по комиксам снимали исключительно для фанатов, к их превращению в международный феномен. Еще больше впечатляет тот факт, что их успеху кажется нет и не будет конца. Можно было бы подумать, что фанаты устали от постоянного потока новых релизов, но на самом деле наоборот.

«Бессмертная гвардия», реж. Джина Принс-Байтвуд, 2020
«Бессмертная гвардия», реж. Джина Принс-Байтвуд, 2020

Помимо высокобюджетных картин MCU и DCU, эстафету подхватывают стриминговые сервисы, такие как Netflix и Amazon, которые выпускают инди проекты о супергероях. Например, вышедшие в прошлом году «Бессмертная гвардия» и «Последние дни американской преступности». Это еще одна ступень в развитии супергеройского кино, так как инди-комиксы включают в себя множество жанров, таких как криминал, хоррор и даже трансгрессивная фантастика. Возможности для создания контента стали действительно безграничными. Возможно, сейчас мы живем в «Золотом веке» для фильмов по комиксам, но вероятно в будущем нас ожидает еще более бурное развитие жанра.

А как вы относитесь к супергеройскому жанру? Расскажите в комментариях, какие фильмы вам нравятся, а какие нет?

Читайте также:

♥ Спасибо, что читаете ♥

Вы можете подписаться на канал в Телеграме, чтобы периодически получать ссылки на новые посты.

P.S. Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал 😊