Низкобюджетные фильмы, собравшие сотни миллионов в прокате

30 June 2018

Если взглянете на список самых кассовых фильмов, то в первых рядах увидите высокобюджетные блокбастеры, кино, производство которого обошлось в $100-200 миллионов, а собрало $1 миллиард. Это усредненные цифры.

Вот конкретные - ссылка. Скриншот с двадцаткой лучших:

Но такое кино - риск для студий в вопросе денежном. Можно много заработать, но можно и потерять полный мешок хрустящих зеленых.

А это означает, что студии прыгают в пароксизме восторга, когда находят стейк по цене чизбургера, кино, которое становится неожиданным успехом. Если пробежитесь вниз по списку (ссылка выше), то найдете такие фильмы. Они стоили меньше $10 млн (сумма для киноиндустрии незначительная), а собрали больше $100 млн. По большей мере благодаря позитивным отзывам критиков, громким наградам на фестивалях, нестандартным способам продвижения.

Вот четые низкобюджетные картины, собравшие внушающий бокс-оффис:

American Graffiti (1973) / Американские граффити

Джордж Лукас известен в киноиндустрии выходящими за грань добра и зла бокс-оффисами франшизы Star Wars, но до того, как он отправился в далекую-далекую галактику, он побывал в Модесто, что в штате Калифорния, снимая драму American Graffiti. В то время Лукас - неизвестный режиссер, которому ой как непросто найти финансирование.

Студия Universal однако согласилась снимать и выделила скромный бюджет - $750 тысяч. Несмотря на согласие, они все равно конфликтовали из-за видения Лукаса, настаивая на найме нового монтажера и на том, чтобы пересобрать фильм, после того, как пост-продакшн был завершен. Студия была обеспокоена предстоящим релизом в кинотеатрах, но настойчивость сотрудников, посмотревших картину, в конце концов убедила их.

Молодой человек, смотрящий в камеру - Джордж Лукас.
Молодой человек, смотрящий в камеру - Джордж Лукас.

И хотя эта картина имела все шансы не выйти на большой экран, она оказалась тепло принята зрителями, получила пятерку номинаций на Оскар, в том числе на Лучшую картину и на Лучшего режиссера. Фильм оказался крайне хорош и в плане финансовом, собрав $115 млн, что ставит его на 15 место в рейтинге самых кассовых картин, имеющих рейтинг PG (Parental Guidance, недоступно для детей до 8 лет). Рейтинги считаются с поправкой на инфляцию, разумеется.

Annabelle (2014)

Аннабелль, как и большинство фильмов ужасов, столкнулась с валом негативных рецензий. Однако картина об инфернально-криповатой кукле с бюджетом в $6,5 млн выстрелила в прокате, проиграв в первый уикенд всего $378 тысяч "Исчезнувшей" Дэвида Финчера, но тем не менее собрала $37 млн (в первые два дня).

Ожидания студии в $20 млн в первый уикенд были более чем оправданы, что было вызвано популярностью и обсуждению в социальных сетях. Ну и, разумеется, причастность к другой низкобюджетной horror-франшизе "Заклятие" сделала свое дело. Успех на том не закончился, и картина собрала впечатляющие $257 миллионов по миру, из которых $84 - в США.

Приквел картины, названный Annabelle: Creation, был выпущен летом 2017 года и встретил чуть более позитивную оценку критиков. Фильм получил чуть больший бюджет в $15 млн и повторил успех, собрав $306 млн в прокате.

The Blair Witch Project (1999) / Ведьма из Блэр

Для конца XX века формат "found footage" - культурный феномен. И коммерческий успех. В 1999 году кино про группу студентов-энтузиастов, которые пошли расследовать городскую легенду, был сделан всего лишь за $60 тысяч (что невероятно мало), но собрал $246 млн, из которых $140 млн в США. Это даже более невероятно, чем факт, что фильм сняли за 8 дней, а полностью готового сценария не было, а потому местами пришлось импровизировать.

Как и другие картины в этом списке, "Ведьма" удалась не в последнюю очередь из-за подхода к релизу. Фильм показали на Sundance Film Festival без пояснений, и аудитория была оставлена наедине с мыслями, был ли это фильм ужасов или документальный. Это одна из первых виральных маркетинговых кампаний на заре Интернета. Создание шума с сохранением мистики.

Много ужастиков попытались повторить инновационную формулу "Ведьмы из Блэр" с разной долей успеха. Однако именно этот фильм до сих пор держит чемпионский титул за самые высокие сборы в жанре (found footage horror film), и четвертое место по сборам среди всех ужастиков с рейтингом R (т.е. "детям до 17 в сопровождении взрослых").

Get Out (2017) / Прочь

Джордан Пил (Jordan Peele) снялся в 40 проектах до того, как принялся за свой режиссерский дебют "Прочь", ужастик, который он сделал всего за $4,5 млн. Фильм ждал невероятный успех в прокате, $255 млн, благодаря почти идеальным рецензиям критиков и "сарафанному радио".

Фильм был настолько широко обсуждаем, что зрители шли в кинотеатр, не дожидаясь релиза на носителях. Очевидно, что для американского общества, тема рабство-расизм гораздо более болезненна и актуальна, чем для остального мира. Более того, "Прочь" завоевал 4 номинации на Оскар (и получил статуэтку за "Лучший сценарий"), хотя Академия обычно обходит стороной фильмы ужасов.

Get Out - самый рентабельный фильм 2017 года, достигший 630% ROI (Return of Investment, возврат инвестиций, базовая экономическая метрика).

На этом список не заканчивается, но заканчивается наша статья, ведь редкий читатель осилит лонгрид (да, нам самим от этого грустно).

Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Так мы поймем, что тема интересна не только нам, и напишем продолжение.