Счастье не в деньгах, а в их количестве!

07.07.2017

К деньгам все относится по-разному. «Деньги — это пятая стихия», — говорит писатель, победитель нобелевской премии Иосиф Бродский. А недавно вернувшийся на российское телевидение известный комментатор Урмас Отт даже объявил деньги основой дружбы, так, как только тот и друг, кто дает вам взаймы. Правда, с этим утверждением не согласились другие участники встречи.

Очевидно, что отношение к деньгам крупного бизнесмена, как и любого другого предпринимателя, принципиально ничем не отличается. А как показывает опыт истории предпринимательства, главной мотивацией коммерческой деятельности всегда было стремление получить доход. В многочисленных анкетах и опросах российских предпринимателей последних лет основным мотивом занятия бизнесом они нередко называют получение дохода, реализацию прибыли.

Есть в стране люди, масштаб мышления которых почти планетарен и эквивалентен руководителю крупнейшего транснационального концерна. Так вот — нелепо, чтобы они сидели на государственной зарплате». Подобная точка зрения как бы подтверждает своего рода «русскую мечту». «Русская мечта» вторит «американской». Это, конечно, признак «американизации» российской предпринимательской культуры. Подобная тенденция, надо признать, популярна на современном Западе. Во Франции, к примеру, возродился и широко распространился культ денег, обогащения как мерила социальной значимости человека. Такие же тенденции наблюдаются и в Германии, Англии и других странах. И особенно в России.

Максимизация прибыли в мотивах крупного бизнесмена часто дополняется другими социальными и идеологическими устремлениями. На первый план нередко выступает проблема государственной власти. Олигархия в современном мире высоко ценит власть, причем на всех уровнях деятельности — от первичного, то есть самих компаний, до правительственных и президентских структур. Менеджмент в современной России часто отождествляется с компаниями, в которых доминирует сильная личность. Если применять западную классификацию типов управленческих отношений, то у нас сегодня, так сказать, в ходу «эксплуататорскоавторитарные» системы. В них решения навязываются подчиненным с помощью скорее кнута, чем пряника.

Но даже и при других системах («благожелательно-авторитарных», «консультационных» и «системах группового участия») необходимость сильного руководителя считается бесспорной. Он опекает персонал, определяет формы и цели их экономического стимулирования на каждом этапе и уровне.

Представители делового мира существенно воздействуют на политическую жизнь. В некоторых блоках доля бизнесменов стояла на уровне трети кандидатов, а в трех случаях даже превышала половину. Конечно, далеко не все выдвинутые в кандидаты бизнесмены были избраны членами Государственной думы. Но активное стремление предпринимателей принять участие в организации государственной политики налицо.

Бизнес влияет и на сам характер выборных кампаний, во время которых сложился целый набор экономических средств и приемов. Журналисты пишут: «Хочешь быть депутатом — плати». Так, кампания одномандатного кандидата в Госдуму обходилась претенденту в 25—150 тыс. долларов. Известны случаи, когда кандидаты на получение депутатского мандата выкладывали организаторам своего успеха до 300 тыс. долларов. У многих членов олигархии на первый план выдвигается не столько прибыль и завоевание власти, а желание посредством деловой деятельности самореализоваться. Они задаются целью создать что-то совершенное, которое могло бы стать предметом гордости.

Очень характерна в этом отношении фигура одного из наиболее известных деятелей крупного бизнеса России Михаила Ходорковского. Его коллеги отмечают стремление Ходорковского к реальному делу. По словам одного из них, первая команда Ходорковского, создавшая банк МЕНАТЕП, нашла для себя интерес в ЮКОСе.

Ходорковский — это один из немногих предпринимателей, кого нефтяная отрасль интересует профессионально, а не только с точки зрения спекулятивной игры. Он пришел в этот бизнес на долгие годы, и ему ни к чему суетиться, чтобы что-то урвать с надеждой перепродать подороже. О заслугах Ходорковского перед российским бизнесом в деле приобщения поворота элиты к реальному сектору экономики говорили и другие деятели российского бизнеса, в том числе Владимир Потанин.

Рассказывая об основном смысле своей деятельности, генеральный директор ОАО «Пурнефтегазпром» Анатолий Острягин отмечал: «Север России — беспредельно богатый край. Мы здесь работаем, и от нас напрямую зависит, каким он будет через несколько лет».

Первостепенной чертой предпринимательской активности является забота об удовлетворении потребностей семьи, благополучии детей и близких. Затем уже — личное здоровье, стабильность в стране, успех, уважение со стороны себе подобных, счастливый брак, безгрешность.

Copyright © 2017 Все права защищены. Копирование материалов сайта без указания источника - запрещается.