Нынешние правила листинга облигаций перестали устраивать Центробанк

Чтобы защитить интересы инвесторов, российский Центробанк намерен изменить правила листинга облигаций на бирже. Среди предложений регулятора – отмена текущей системы листинга.

Как следует из доклада ЦБ РФ, размещенного на его сайте, биржам могут позволить самостоятельно определять требования к листингу долговых бумаг. На данный момент они регулируются самим Банком России, а торговые площадки лишь контролируют соответствие облигаций этим правилам.

Впрочем, как сообщил на пресс-брифинге первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов, и ответственность за формирование котировального списка будут нести сами биржи.

«У биржи должна быть некая ответственность за листинг. Если биржа декларирует некую сущность листинга, привлекая в тот или иной котировальный список инвесторов, а инвестор в итоге получает не тот результат, на который он рассчитывал, тогда площадка должна отвечать за свои действия», – сказал Швецов.

Банкир привел пример: если биржа включает в первый котировальный список эмитентов с высоким кредитным рейтингом и качественным корпоративным управлением, инвестор покупает из этого списка бумагу, а она в итоге оказывается дефолтной, – это вина торговой площадки.

«Сейчас мы решаем, кто должен определять порядок листинга: регулятор или биржа. Нужно ли нам делать общий стандарт или необходимо разрешить каждой бирже решать самой?», – говорит первый зампред ЦБ РФ.

Регулятор также планирует обсудить с участниками рынка вопрос о необходимости деления долговых бумаг при листинге на три уровня. Так, Центробанк допускает как сохранение, так и сокращение котировальных списков, а возможно, даже полный отказ от деления на них.

Как пояснил господин Швецов, в конечном счете, реформа листинга направлена на защиту интересов инвестора.

Напомним, что сейчас список ценных бумаг, допущенных к торгам в России, состоит из трех уровней – так называемых «котировальных списков», которые классифицируют эмитентов и отдельные выпуски их ценных бумаг с точки зрения инвестиционного качества.

Так, в котировальный список первого уровня попадают «высоконадежные и ликвидные бумаги», список второго уровня включает бумаги высокого качества, но эмитенты которых не дотягивают до нужных стандартов корпоративного управления.

Все прочие бумаги попадают в некотировальный список.

Безусловно, такое деление должно свидетельствовать о разном уровне надежности бумаг и быть качественным сигналом для инвестора при выборе активов для вложений. Но это лишь в теории. На практике не всегда принадлежность облигации к самой высокой группе гарантирует качество.

Так, в текущей системе листинга в полной мере не учитывается показатель кредитоспособности эмитента, а это наиболее важный критерий для облигаций. В результате порой случается, что в котировальный список второго уровня попадают бумаги с кредитным рейтингом даже ниже, чем у бумаг из некотировального списка.

Данным докладом регулятор предлагает участникам рынка рассмотреть сразу несколько сценариев решения этой проблемы.

Первый вариант – вместо трехуровневой создать двухуровневую систему, объединив списки более слабых бумаг в один, а список самых надежных бумаг обозначив как премиальный.

Второй вариант – и вовсе отказаться от деления на списки, заменив его на сегментацию по отраслевому признаку или уровню риска. При этом, как признает Центробанк, отмена списков осложнит первичный выбор инвесторами бумаг.

Впрочем, главным требованием любой дискуссии было и остается: «отвергая – предлагай». Потому-то Банк России готов рассмотреть вопрос о включении в перечень критериев кредитные рейтинги, присвоенные облигациям рейтинговыми агентствами. Ведь согласно сложившейся практике, частные инвесторы чаще обращаются за оценкой агентства, нежели анализируют риски самостоятельно.

В этой связи ЦБ РФ рассматривает возможность установить для эмитентов, претендующих на включение в первый котировальный список, наличие кредитного рейтинга российского или иностранного агентства не ниже определенного уровня.

Собирать комментарии и предложения профучастников рынка регулятор намерен до 31 июля. Так что всем, кто заинтересован в совершенствовании правил листинга, удастся ознакомиться с документом и внести свою лепту.

Что же касается Центробанка – выработать какое-либо решение по грядущей реформе он планирует уже к концу года.