Как правильно критиковать и реагировать на критику

31.07.2018

Как научиться принимать то, что говорят и думают о нас другие люди, причем в негативном ключе? И самому выработать привычку реагировать на резкие комментарии, не теряя уверенности в себе. Подсказки дает психолог и бизнес-тренер Лилия Ким.

Прежде чем критиковать, задумайтесь: зачем вы это делаете? Чтобы уязвить человека, попасть в его самое больное место? Тогда рано или поздно вы своими негативными отзывами порушите все на свете: и отношения, и бизнес. Выстроите сложный диалог так, чтобы он помимо прочего нес и полезную информацию, которую можно использовать в дальнейшем.

Так как же указывать на недостатки человека, не унижая его? Есть три проверенных способа.

Оперируйте только фактами. Сказанное должно затрагивать только то, что происходит в данную минуту. Не надо выплескивать на человека всю злость, которую вы испытывали по отношению к нему долгие годы. Это лишь взрыв эмоций, а неконструктивный разговор.

Умейте говорить себе «стоп». Да, вы разогнались как паровоз и готовы высказать оппоненту все претензии. Но не тратьте впустую энергию. Лучше остановите себя и прочитайте следующий пункт.

Дарите любовь. Обязательно после того, как вы сделаете ряд обидных, но правдивых замечаний, подбодрите собеседника, сказав ему в конце теплые и возвышающие его слова. Он должен ощутить, что вы настроены к нему не скептически, а дружелюбно.

Лучший способ преодолеть конфликт

А что делать, если критикуют вас? Позвольте человеку сказать все, что он о вас думает, — даже если его гневная риторика займет не один день. В конце концов, он исчерпает все аргументы, и ему будет больше нечего сказать в ваш адрес. А значит, конфликт завершится. Главное, чтобы вы оставались невозмутимым и спокойно дождались этого момента.

Кстати, научные данные свидетельствуют о том, что за постоянным выяснением отношений кроются проблемы в сексуальной сфере. Так что если вы часто критикуете, то, судя по всему, секс давно исчез из вашей спальни. Учтите это, и давайте конфликтовать правильно.