дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Зачем мы покупаем ненужные вещи: Как избавится от этой затратной привычки?

26 July 2019

Вы решили сходить в магазин за кефиром, а вернулись с парой новых туфель, и декоративными статуэтками для сада. И это притом, что две недели назад вы уже купили туфли на каблуках, и до сих пор еще их ни разу не одели. Давайте выясним причину таким тенденциям.

Зачем мы приобретаем то, чем не будем пользоваться?

Мы нуждается в «быстром удовольствии»

Покупки радуют людей. И зачастую, им важна не так вещь, как сам процесс ее приобретения. Желая получить позитивные эмоции тут и сейчас, мы не смотрим в перспективу. По этой причине многим людям очень сложно откладывать средства для приобретения чего-нибудь действительно важного. Ведь, к примеру, чтобы купить авто нужно откладывать несколько лет. А новый смартфон можно приобрести уже сейчас.

Приобретая вещь, человек получает дозу дофамина. Это горном, который вызывает чувство удовлетворения. Он является важной частью системы вознаграждения. Иными словами, человек получает сиюминутное удовольствие, но дофамин не дарит нам положительных эмоций в перспективе.

Изначально дофамин был необходим человеку для выживания. Он стимулировал человека к действию: охотится, добывать пищу, искать убежище. Но в нашем цивилизованном мире система стимуляции дофамином не всегда играет нам на руку. Но зато, огромный профит от этого получают маркетологи.

Множество окружающей нас рекламы сулит разного рода удовольствия. Приятные запахи, блестящие фотографии, акции, скидки и дегустации – всем этим нас заманивают в дофаминовую ловушку. По-сути, человек испытывает предвкушение и удовольствие уже от обещания еще большего удовольствия. И многие не могут сопротивляться этому. Мы часами напролет смотрим ролики в YouTube. Хотя уже далеко за полночь, и утром необходимо вставать на работу. Бродим по супермаркету от отдела к отделу. Покупаем блокнотики, сувениры, диетические булочки, хотя вроде до этого момента особо диетой и не интересовались.

Дофаминовое поощрение является механизмом, отвечающим за эмоции «горячей» лимбической системы. Почему «горячей»? Все просто. Потому что она реагирует на стимулы очень быстро. И, по сути, мы совершаем те или иные действия на уровне нашего подсознания. И, чтобы получить дозу дофамина, мы совершаем ту, или иную покупку.

Нас заманивают новинками

«Новая методика значительно ускорит процесс изучения испанского». «Последняя версия смартфона работает на 30 процентов быстрее». «В новой версии программы исправлено множество недочетов». «Технологии, которые реализованы в новой модели стиральной машинки сделают ваши вещи еще чище». Это всего лишь несколько примеров так званых апелляций к новинкам. По-сути, это своего рода когнитивная ловушка, заставляющая нас полагать, что все новое, будь то методика, программа, техника, в любом случаи лучше старого.

Именно акцентирование внимания на новизне стимулирует нас мчаться в магазин за новым смартфоном, который преподносится как более быстрое и современное устройство. Но, на деле, вы абсолютно не заметите никакой разницы. Именно из-за этого мы приобретаем вещи из новой коллекции. А старая одежда пылится в шкафу. Хотя вполне возможно, что ту красную кофточку вы одевали всего несколько раз.

В подобной ловушке когда-то оказался философ из Франции Дени Дидро. Он приобрел халат. Новая вещь гардероба показалась ему такой роскошной, что вся остальная одежда на его фоне выглядела невзрачной. В итоге, он обновил не только свой гардероб, но всю мебель в доме. Даже купил новые картины.

А свои ощущения потом передал в очерке «Сожаления о моем старом халате». Мой прежний халат полностью гармонировал с окружающей меня обстановкой. И отныне это все разрушилось. Если я в прошлом был хозяином своего старого халата, то сейчас стал рабом нового. Если вам довелось пережить что-то подобное. Значит, вы на себе лично ощутили эффект Дидро.

На нас оказывает влияние чужое мнение

Закари Тейлор, двенадцатый президент Соединенных Штатов Америки, использовал в своей предвыборной кампании фургончик с оркестром. Этот инструмент принес свои плоды. И соответственно, был использован и другими политиками. Таким образом, было сформировано выражение – пригнуть в фургон с оркестром. Так говорят о тех людях, которые не хотят отличаться от большинства.

Иными словами, данную ловушку еще можно назвать – эффект подражания. Мы желаем быть наравне со всеми. И поэтому покупаем то, что есть у других. И в итоге, мы тратим деньги не на необходимые нам вещи, а на что-то модное и востребованное у большинства.

Многие видели в новостях картину после выхода нового iPhone. Длинные очереди, в которых люди часами готовы толпиться только ради того, чтобы оказаться в числе первых обладателей нового «яблочного гаджета». Хотя на практике, подавляющая часть покупателей вряд ли ощутят особую разницу в сравнении со своей старой моделью.

И это вполне закономерно. Большинство людей нуждается в социальном одобрении. Конформизм является пассивным принятием действующего порядка. Которому, мы собственно и подчиняемся. Бывает же, что мы наоборот, стремимся выделиться, и покупаем вещи, которые есть не у многих (эффект сноба). Или же пытаемся обратить на себя внимание, покупая что-то очень дорогое и статусное (эффект Веблена). Но и это мы делаем ради социального одобрения.

Философ Эрик Хоффер говорил, что если людям дать возможность делать то, то им хочется, то он будут имитировать действия друг друга. Его слова подтверждают теорию информационных каскадов. Когда мы принимаем решение, мы часто прислушиваемся к чужому мнению, и тем самым запускаем информационный каскад. Люди перестают самостоятельно принимать решения. То и дело, давая другим сделать за них выбор. И если из этой цепочки кто-то допустил ошибку, ее допустят и другие. И в некоторых случаях это может привести к серьезным последствиям. К примеру, обвалу на фондовой бирже.

Во время одного из экспериментов, который проводил психолог Соломон Аш, группе испытуемых предложили сравнить длину линий на картинах. Но основная часть принимающих участие в эксперименте, на самом деле были внедрены туда с одной целью – отвечать неправильно. Когда отвечать приходилось реальным участникам эксперимента, то лишь один из пяти давал верный ответ. Остальные же под влиянием неправильных ответов большинства, также отвечали неверно.

Мы привыкли думать, что поступаем правильно

Когда мы возвращаемся домой с кучей ненужных вещей, мы стараемся отталкивать от себя чувство досады, пытаясь убедить сами себя, что приобрели нужные вещи. К примеру, купленные на размер джинсы станут мотивом для похудания. А ежедневник поможет нам стать организованнее.

И вам обязательно стоило купить эти вещи. Ведь именно такие джинсы вы больше не найдете. А этот ежедневник в кожаной обложке просто замечательный. Ну, разве можно было просто так пройти мимо. И это одна из ловушек. Ведь вы просто искажаете свой выбор. Ищите причину, почему купили эту вещь. И зачастую, чтобы успокоить себя, просто ее придумываете.

К тому же, мозг по разному может сохранять хорошие и плохие воспоминания. И нередко добавляет чему-то негативному ярких красок. Вов время одного из экспериментов учащихся просили вспомнить отметки, которые они получали ранее. И многие из них указывали более высокие отметки, чем те, которые они получали на самом деле.

Кстати, есть один интересный метод, позволяющий избавится от иллюзии верного выбора. И он состоит в том, чтобы просто вымыть руки. Так званый эффект леди Макбет. Когда человек испытывает чувство дискомфорта, он подсознательно желает вымыться. Чтобы смыть из себя воображаемые грехи. Леди Макбет, героиня пьесы Шекспира, которой, после того, как она убила человека, постоянно казалось, что у нее на руках кровь. Этот феномен объясняется связью между ментальной и физической чистотой.

Как перестать делать такие покупки?

Избегать соблазнов

· Прежде чем пойти в магазин, составьте список того, что необходимо купить. Как бы вам не хотелось, но не покупайте тех вещей, которых нет в списке.

· Берите с собой только ту сумму средств, которая требуется для покупки вещей из списка.

· Если вы склонны к спонтанным покупкам в интернет магазинах, установите минимальный лимит для оплаты в сети.

· Перед походом в магазин обязательно поешьте. В ином случаи есть риск, что в вашей корзинке окажутся не продукты, покупать которые вы не планировали. К примеру, ароматные булочки.

Используйте воображение

Ирина Якутенко, автор книги «Воля и самоконтроль» советует не акцентировать внимание на положительных сторонах предмета, который вы хотите купить. К примеру, если вы очень хотите приобрести платье, не стоит думать о том, как идеально оно будет сидеть на вашей фигуре, и привлекать внимание окружающих. Думайте об этой вещи абстрактно. К примеру, это всего лишь кусочек ткани, которой придали такую форму и выставили в магазине на продажу.

То же самое касается девайсов. В рекламе смартфона маркетологи акцентируют внимание на деталях: стильный корпус, яркий дисплей и т.д. Думайте о смартфоне, как о простой коробке, внутри которой находится набор микросхем.

В одном из экспериментов психолога Уолтера Мишера, дети были разделаны на две группы. Одной из них предложили акцентировать внимание на том, какой вкусный зефир, приятный, мягкий. В основном, участники этой группы в конце эксперимента съедали десерт. А вот те, кто состоял во второй группе, думали о зефире, как о пушистом облаке. Во второй группе, желающих съесть лакомство в конце эксперимента, оказалось значительно меньше.

Также, когда возникает резкое желание что-то купить, можно акцентироваться на чем-то плохом. К примеру, как непросто теперь будет прожить до следующей зарплаты, ведь придется экономить, отказывать себе в привычных вещах.

В поисках источников радости

Очень часто склонность к спонтанным покупкам вызвана недостатком радостных эмоций. Кроме шопинга в мире есть множество других способов получение позитивных эмоций. И если насыщать ими свою жизнь, потребность в импульсивных покупках отойдет на второй план.

Обойдите дофаминный механизм

Главный стимул покупки ненужных вам вещей, это получение сиюминутного удовольствия. В его основе лежит дофамин. Именно поэтому мы часами сидим в социальных сетях, покупаем вещи только лишь ради самого процесса покупки. И потом отбрасываем их в дальний угол, пылится на полке. Но данный механизм заложен в людях самой природой. Он был создан для того, чтобы человек смог выживать. Но при определенном подходе можно его обратить и в свою пользу. Вот что советует известный психолог Келли Макгонигал.

Мы способны на то, чтобы с помощью дофамина преобразить наши нелюбимые занятия. Сделать их более приятными. К примеру, бытовые обязанности по дому можно сделать менее рутинными, если учредить за их выполнение приз. А если поощрение за выполнение заданий перенести на длительный срок. К примеру, на конец месяца, или года, то можно выжить из дофамина максимум. Ведь это заставляет мечтать о том периоде, когда наконец-то наступит долгожданный момент, и награда окажется у вас в руках.

Много кто думает, что фрилансеры зарабатывают огромные деньги. Так это или нет? Читайте в следующем посте.