дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Что делать, если в классе есть ученик, который мешает всем учиться?

17 August 2018

Те родители, в классе которых все хорошо и спокойно, могут и не понять, о чем я пишу. Но почти в каждом классе в современных школах есть дети, которые не просто плохо себя ведут на переменах и уроках, но которые эти самые уроки срывают, откровенно мешая учиться другим.

Приведу пример с собственного опыта. Я – учитель английского. Это был 5 класс. Так как у учащихся этого класса было плохое зрение, в классе было не 30 (!) человек, а всего 11. Благодать… Но в этом же классе нашелся 1, который не давал учиться всем ребятам. Сашу, конечно, жалко. Живет без отца, да и мама с ним совершенно не справляется. В чем же заключалось его такое плохое поведение? Он не учился, он не мог долго сидеть на месте, он мог ругаться матом на уроке, выкрикивать слова, смеяться, писать на доске непристойности и даже снимать штаны.

Специализированных школ у нас с недавнего времени нет. Все дети должны учиться вместе, в том числе и девиантные дети, то есть те, у кого проблемы с поведением.

В пятом классе парня ещё можно было чем-то заинтересовать, но дальше – больше. В какой-то момент Саша понял, что можно вообще не учиться и ему ничего за это не будет! Совершенно ничего! Даже с класса не выгонят, ведь запрещено законом.

Интересно было наблюдать за поведением остальных 10 человек. Большая часть класса (особенно девочки) старались на Сашу не обращать внимания, они продолжали учиться, прося его не бубнить, не ругаться и не вставать. А вот мальчики иногда подхватывали инициативу. Особенно 2 слабых ученика. Для них Саша был таким вот отрицательным лидером. И они велись… Смеялись над его шутками.. И сильно отвлекались.

Как вела себя администрация школы?

Скажу так, я старалась дать Саше задания полегче, понимая, что учиться он категорически не хочет, но должны учиться другие дети. И он тоже за что-то должен получать оценки. Были очень принципиальные учителя. Им Саша срывал уроки по полной. Они ходили к завучу по воспитательной работе, на что она сказала им, у вас высшая категория, вот и доказывайте её на таких вот учениках. Или мы вам ее понизим…

А завуч наш была учителем химии и в 8 классе Саша пришел к ней. И вот тогда и началось. Не прошел и месяц, как завуч наша завыла, подняла вопрос на общем педсовете, собрала родителей. Родители уже много раз собирались, но тогда им объясняли, что они ничего сделать не могут. Саша ведь такой же ученик, как и их дети. Но теперь Саша испытывал терпение у самого завуча по воспитательной работе. И, видимо, терпение это не выдерживало…

В общем, целый год она боролась за то, чтобы перевести Сашу в другую школу или чтобы он учился на дому. И добилась. Мама таки взяла сына и перевела его в другую школу. И его взяли там. Не имеют право в учебе отказать.

Печально все это, конечно. Но что реально делать родителям, чьи дети вынуждены терпеть в своем классе ученика с девиантным поведением? Это такой же ученик. Ему также нужно получить образование. Специализированных школ нет. Беседы с психологами не помогают. Даже не знаю, что вам сказать. Можно посоветовать вам бороться за права своих детей. Можно посоветовать вам полюбить таких детей, которые по-своему ОЧЕНЬ несчастны. Но не всегда и не у всех получается. До Саши не достучался никто. До его мамы также никто не достучался… Думаю, что таким потерянным в жизни детям нужно больше времени, нужно больше любви, больше внимания. Но когда у тебя по 8 уроков в день и по 30 человек в каждом классе, а дома ждет семья и собственные дети, уделить внимание таким детям не получается. А им очень оно нужно.