Классика арт-рока. Kansas "Leftoverture" (1976)/"Point Of Know Return" (1977).

2,7k full reads
6,7k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 41% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Два самых известных альбома американских арт-рокеров Kansas несут в своих названиях игру слов, пусть и не такую тонкую, как это бывало у Genesis, но всё же. В среде советских меломанов это порой рождало забавную путаницу: например, мой приятель переводил название первого из них как "Левая увертюра" и не мог понять, почему я так безудержно хохочу в ответ. Хотя сами музыканты, наверное, только саркастически улыбались: слово leftovers (объедки) - не самая лучшая реклама, и нужна была определенная смелость, чтобы вставить намек на него в название альбома, который делался с настроением "пан или пропал". После первых трех лонгплеев, содержавших замечательную музыку, но не давших ни одного хит-сингла, звукозаписывающая компания поставила группе ультиматум с требованием сочинить песню для радио. Музыканты стремились к тому же, ведь они пахали как волы, а прорыва всё не было. К несчастью, как раз тогда певец Стив Уолш, основной автор, впал в творческий ступор и не мог предложить ничего достойного. Казалось, дело швах, но тут вдохновение снизошло на гитариста/клавишника Керри Ливгрена. У чувака, что называется, поперло, и он стал выдавать на-гора одну крутую тему за другой. Вспоминает барабанщик Фил Эхарт:

"Приходя утром на репетицию, все первым делом спрашивали: "Ну, Ливгрен, что ты сегодня принес?" Мы были счастливы, ведь он переживал огромный творческий подъем. И разбирая каждую новую композицию, мы понимали - это действительно клево. Захватывающее ощущение! А когда группа уже приготовилась записывать материал, Керри показал нам ещё одну песню - Carry On Wayward Son. Мы даже не стали её разучивать, а сразу пошли с ней в студию".

Студия, кстати, была местом весьма примечательным. Расположенная близ местечка Богалуза в штате Луизиана, она, по воспоминаниям Ливгрена, стояла посреди болота, и вокруг ползали аллигаторы, а в воздухе роились москиты размером с бомбардировщик B-52. Такие необычные условия, впрочем, не помешали музыкантам и продюсеру Джеффу Гликсману проделать отличную работу. Осенью 1976 года всё было готово, а песню Carry On Wayward Son постановили выпустить на сингле.

Согласно канонам драматургии, именно эта вещь, появившаяся в последний момент, и стала тем самым прорывным хитом, которого так ждали от Kansas. Это был больше хард-рок, чем прогрессив, а запоминающийся хоровой рефрен "Двигайся дальше, мой блудный сын" продвинул песню на одиннадцатое место в США. Сам же альбом, вышедший в ноябре 1976 года, в итоге добрался до почетной пятой строчки.

Классика арт-рока. Kansas "Leftoverture" (1976)/"Point Of Know Return" (1977).

Необходимо оговориться, что хотя Kansas формально причислялись к прогрессиву, эти блудные сыны не признавали никаких условностей и не желали сковывать себя рамками какого-то одного стиля. Поэтому на пластинке представлена довольно пёстрая смесь, где нашлось место и мелодичному поп-року (What's On My Mind, Questions Of My Childhood), и величавым арт-роковым гимнам (The Wall, Miracles Out Of Nowhere), и созерцательно-грустной элегии (Cheyenne Anthem). Венчает альбом, как и положено, многочастный эпос в традициях прогрессива, помпезно поименованный Magnum Opus. Правда, название уже первой его части - "Отец Падилья встречается с Идеальной Мошкой" - заставляет усомниться, что всё это всерьёз. Видимо, москиты, одолевавшие студию звукозаписи, произвели неизгладимое впечатление на автора. В тексте к тому же есть такие строчки: "Петь рок-н-ролл - это всё равно, что выть на Луну". Впрочем, лучше не заморачиваться ни названиями, ни текстом, а просто послушать отличную музыку, исполненную настоящими мастерами. Kansas демонстрируют отличную сыгранность, ансамблевая игра на высоте, группа звучит мощно и драйвово. Жаль только, что скрипка Робби Стейнхардта, так украсившая дебютный альбом коллектива, слышна лишь в нескольких композициях, а сам Робби пробавляется в основном бэк-вокалом. Зато на концертах он мог энергично скакать по сцене, поражая публику своим буйным волосяным покровом - огромной бородой и ещё более огромной гривой. А концертов группа всегда давала много, тем более, что после успеха "Увертюры" Kansas могли в качестве хедлайнеров выступать на самых больших аренах, какие могли предоставить организаторы. Впрочем, как оказалось, настоящий "магнум опус" группы был ещё впереди - им стал выпущенный год спустя альбом Point Of Know Return, записанный в той же студии на болоте, и в том же составе:

Steve Walsh - vocals, organ, piano, celeste, vibes, synthesizer, percussion

Kerry Livgren - electric & acoustic guitars, piano, clavinet, percussion

Rich Williams - electric & acoustic guitars

Robby Steinhardt - violin, viola, vocals

Dave Hope - bass

Phil Ehart - drums, tympani, percussion

Оказавшись неожиданно для самих себя в ранге суперзвезд, музыканты осознали, что ими пройдена некая "точка невозврата", и прежними они уже никогда не станут. Альбом Leftoverture в течение года стал дважды платиновым, это принесло участникам группы большие деньги, но с ними, как водится, пришли и большие проблемы. С одной стороны, компания звукозаписи ждала теперь только хитов, с другой - слава кружила головы, а всевозможные льстецы подливали масла в огонь, безудержно восхваляя новоявленных гениев. Серьёзный парень Ливгрен оказался устойчив к испытанию медными трубами, а вот Стив Уолш собрался уходить из группы ради сольной карьеры. Это сильно огорчало и нервировало остальных, но здравый смысл в конце концов перевесил, и певец не только остался в коллективе, но и внёс большой вклад в создание композиций для нового альбома. Название и концепцию обложки придумал барабанщик Фил Эхарт. Правда, поначалу он хотел использовать изображение девушки, прыгающей с балкона, но падающий в бездну кораблик оказался предпочтительнее. Менеджер группы Бад Карр предложил заменить в названии - Point Of No Return - слово "No" на "Know", и фраза приобрела неоднозначность, заиграв дополнительными смыслами. Сам же альбом соединил в себе лучшие черты хард-рока и прогрессива, не просто повторив успех предшественника, но даже превзойдя его.

Конечно, значительную роль в этом взлёте сыграла песня, выпущенная на пилотном сингле и ставшая самой знаменитой в творчестве Kansas - акустическая философская баллада Dust In The Wind, выросшая из мелодии, которую наигрывал дома Ливгрен как упражнение для пальцев, осваивая технику fingerstyle. Жена Ливгрена, послушав, сказала ему: "Керри, это очень красиво! Напиши слова на эту музыку". Керри послушался, и "Пыль на ветру" начала своё победное шествие, не собираясь рассеиваться. Довершили картину проникновенный голос Стива Уолша и певучая скрипка Робби Стейнхардта.

Да, то была очень сладкая вишенка на торте - но и сам торт, то бишь альбом, удался на славу. С самых первых тактов музыканты демонстрируют мощь, напор и виртуозность исполнения в захватывающей дух манере. Первые три композиции - это просто вихрь классных мелодий, сменяющих одна другую. Затем идёт жёсткая среднетемповая Portrait (He Knew), посвящённая Альберту Эйнштейну, и небольшой эпик Closet Chronicles о благородном короле, удалившемся в добровольное изгнание - в основу положена история жизни Говарда Хьюза. Вторая сторона начинается с образцового хард-рокового номера Lightning's Hand, затем следует уже упомянутая Dust In The Wind, после чего диск вновь взрывается дикой и необузданной Sparks Of The Tempest. Лирическая элегия Nobody's Home выдержана в более спокойном ключе, а заключительная сага Hopelessly Human - настоящий прогрессив: органное вступление, смены темпа и размера, прекрасные партии скрипки и гитары... Словом, "Точка невозврата" стала и высшей точкой в карьере Kansas, после которой начался постепенный спад, хотя группа записала ещё много хорошей музыки. Альбом поднялся до четвёртого места в американском чарте - наивысшая позиция в истории группы - и стал четырежды платиновым. На волне этого успеха музыканты отправились в мировое турне, по итогам которого был выпущен двойной концертник Two For The Show, тоже пользовавшийся большой популярностью. Неудивительно - на сцене парни были очень хороши!

Всем крепкого здоровья и до новых встреч!