Обзор Проекта коронаФОМ № 56
Каждый шестой россиянин начал искать более высокооплачиваемую работу или подработку
В сентябре 17% россиян сообщили, что за последний месяц начали искать работу с большей зарплатой, приработок или заниматься бизнесом. По данным ФОМ, этот показатель остался таким же, как и в начале марта нынешнего года, при этом он заметно ниже, чем был, например, в первой половине прошлого года. Аналитики компании объясняют это тем, что в ситуации относительно высоких уровней безработицы и социальной поддержки активные финансовые стратегии представляются россиянам менее привлекательными, а может быть, и менее реалистичными, чем в более благополучной экономической ситуации. Для бизнеса сейчас также не самое благоприятное время, так что предприниматели не стремятся развивать свое дело.
Еще один способ пополнить семейный бюджет – выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т. п. на своем участке, делать больше заготовок. В сентябре доля обращавшихся к нему составила 12% (сезонный рост относительно начала весны – на 6 п. п.). Но и здесь нет значимого изменения в сравнении с сентябрем прошлого года, а в сравнении с аналогичными периодами 2018 и 2017 годов произошло даже снижение на 6 и 4 п. п. соответственно. Аналитики ФОМ делают вывод: говорить, что на фоне пандемии население стало больше заниматься заготовками, не приходится.
Как пандемия разобщает трудовые коллективы и что с этим делать
Ситуация с коронавирусом способна негативно повлиять на коллектив и атмосферу в нем. Руководитель маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре Александра Давыдкина знает об этом не понаслышке. Из-за пандемии ее мастера начали покидать рабочие места с середины лета. Они боялись остаться без работы при наступлении второй волны, и это была своеобразная попытка перестраховаться. Поэтому сотрудники уходили в салоны, которые работают подпольно.
Александра Давыдкина признает, что уход мастеров сильно омрачает и без того непростое время. Еще до пандемии она уделяла особое внимание поддержке сотрудников, развивая их финансовую грамотность. Когда салоны временно закрылись, стало понятно, что какое-то время мастера будут зарабатывать значительно меньше. Проявляя заботу о коллективе, руководитель индивидуально обсуждала с каждым работником его финансовое положение. Для укрепления морального духа сотрудников проводила командообразующие мероприятия, конкурсы-флешмобы с денежными призами. Казалось бы, подобный вклад в поддержание вовлеченности и лояльности коллектива должен способствовать сохранению команды. Однако уход некоторых мастеров пагубно повлиял на тех, кто остался – ухудшилось их отношение к работе.
«На фоне того, что многие ушли, у оставшихся мастеров может возникнуть опасение, что все очень плохо, ничего хорошего не будет и надо уходить. Люди стабильно получают зарплату, но при этом думают, что все плохо», – делится опытом Александра Давыдкина.
Кроме того, возникла разобщенность в коллективе: появилось недоверие между работниками и работодателем, мастера перестали находить общий язык друг с другом. По мнению руководителя, во многом это связано с ухудшением финансового положения в семьях сотрудников. Александра Давыдкина считает своей первостепенной задачей еще большую заботу о работниках и надеется, что это позволит ситуации не повториться во вторую волну.
Малый бизнес не понимал, как действовать, а помощи не получил
Для большинства предпринимателей объявление режима самоизоляции стало неожиданностью, вызвало шок. Им не верилось, что коронавирус пришел в Россию, казалось, что ограничения обернутся лишь небольшим отпуском недели на две, а потом все вернутся к работе. К такому выводу пришли авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», в ходе которого они опросили более 100 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от пандемии отраслей.
Однако, по их словам, довольно скоро начала происходить переоценка ситуации: стало понятно, что изоляция – это надолго, что бизнес не удастся удержать на плаву простой оптимизацией затрат. Но это не дало предпринимателям понимания, как жить дальше, как действовать, а только породило тревожность. Авторы исследования рассказывают, что некоторые люди открыто говорили, что пережили глубокий стресс и вынуждены были принимать антидепрессанты, чтобы преодолеть страх. Они также отмечают, что ключевую роль в эмоциональном восприятии ситуации предпринимателями сыграли действия государственных органов и чиновников.
Малый бизнес рассчитывал, что в чрезвычайной ситуации, в период действия обстоятельств непреодолимой силы государство продемонстрирует готовность взять на себя бóльшую ответственность за происходящее. Участники фокус-групп практически не высказывали комплементарных суждений в отношении российских властей – наоборот, они напрямую связывали свою повышенную тревожность с растерянностью властей и отсутствием четкой стратегии действий. Как отмечают авторы исследования «Краш-тест малого бизнеса», складывалось впечатление, что никто не понимает, как действовать дальше.
Понравился обзор? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.
Читайте также:
Почему малый бизнес не рассчитывает на помощь государства и к чему приводит алармизм
Где и насколько тяжело в стране переживают экономические последствия пандемии