Контракт на особых условиях, личное шоу и звёздная жизнь. Как любители играли в футбол

FootballHD.ru – о враче-бактериологе и архитекторе, которые играли в футбол в начале XX века лучше, чем сегодняшние профессионалы.

Перед тем, как перейти к нашей эпохе (когда золотого футбольного джина выпустили из бутылки), давайте поговорим о двух великих непрофессиональных футболистах начала XX века. Один из них был врачом-бактериологом, другой – архитектором. Заметьте, мы вкладываем в слово «непрофессиональный» не уровень мастерства или отношения к игре, а то, что у человека была другая профессия, которую он считал основной.

Принц голкиперов. История Дика Руза – врача-бактериолога, заигравшегося со смертью

Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk
Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk

Это был великий вратарь и один из самых экстравагантных и эрудированных футболистов за всю историю игры. Его называли Принцем голкиперов. Он был галантным как Дэвид Бэкхэм, но при этом мог и матом послать как Роман Широков, и по морде задвинуть, как Эрик Кантона – такая вот жгучая смесь умещалась в одном талантливом человеке. Среди его главных «фишек» были:

– сидение на перекладине во время перерыва: развернувшись к трибуне, лузгая семечки, Руз беседовал с аудиторией об актуальных проблемах британской империи; билеты на трибуны за воротами было практически не достать. Представляете сегодня Игоря Акинфеева, взбирающегося в перерыве на перекладину, чтобы побеседовать с болельщиками об агрессивной политике НАТО?

– поведение при отражении одиннадцатиметровых: Руз первым стал сбивать с толку игроков, пробивавших пенальти – в частности, танцуя ногами некий итальянский танец «ноги-спагетти» (не путайте спагетти со Спалетти!);

– стремительные комбинационные рейды на своей половине поля: Руз далеко выбегал из ворот и, перехватив руками передачу соперника, бежал, подбрасывая мяч руками (а по правилам вратарю тогда разрешалось отбивать мяч – именно отбивать, а не ловить – на всей своей половине поля), до самой центральной линии, и оттуда, как гранату, посылал его прямо в штрафную соперника; перед самой войной Футбольная Ассоциация, получая постоянный поток жалоб от конкурентов на манеру его игры, вынуждена была изменить правила для голкиперов – первый и последний раз в истории правила менялись из-за одного конкретного футболиста!..

– авантюрный силовой стиль поведения во время игры: Руз мог встретить соперника плечом в плечо, да еще и с разбега, что тогда разрешалось, – в любой точке игрового пространства (при этом оставив ворота пустыми); однажды футболиста, который, прорываясь по флангу, не заметил, что на него как паровоз летит принц голкиперов, в срочном порядке увезли на скорой;

– удивительные приколы вне футбольного поля: например, перед гостевым матчем Уэльса с ирландцами валлиец Руз появился перед журналистами с перевязанной рукой, доверительно сообщив, что будет играть со сломанными пальцами; ирландцы стали заранее праздновать победу, на что и рассчитывал Руз: все его пальцы работали исправно, Уэльс победил 3:2;

– игра в футбол за накладные расходы: не получая за матчи заработную плату (Принц голкиперов до завершения карьеры оставался любителем), Дик Руз договаривался с клубами об оплате своих накладных расходов (поскольку накладные расходы ограничены законом не были); и уж тут-то Руз оттягивался по полной – покупал за счет клуба шикарные костюмы, самые дорогие ботинки, покрывал невероятные транспортные расходы, отправлял в бухгалтерию своих клубов счета из престижных ресторанов и модных клубов…

Завершив игровую карьеру – перед первой мировой войной,– Руз открывает свой гламурный бизнес «обед со звездой». Сначала с кумиром можно было приятно отобедать в центре Лондона, а потом послушать, как он рассказывает о насущном и пережитом. Гонорар Руза в ходе подобного шоу составлял 50 фунтов, а это означало, что за три часа непыльной работы в разговорном жанре Руз получал столько, сколько самый высокооплачиваемый футболист той прекрасной эпохи зарабатывал … за три месяца (всё дело, как вы помните, было в максимальной зарплатной планке для футболистов, составлявшей 200 фунтов в год).

Некоторое время Руз ухлестывал за самой популярной британской певицей того времени, Мэри Ллойд, которая, выступая в клубах и мюзик-холлах, зашибала 400 фунтов в неделю, то есть - в 100 раз больше самого высокооплачиваемого футболиста!

Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk
Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk

Кстати – только в последнее время произошло выравнивание благосостояния футбольных и эстрадных исполнителей, своего рода – долгожданная встреча на золотом песке, так что сегодня Александр Кокорин может смело пригласить Филиппа Киркорова в столовую, чтобы обсудить стилистические достоинства рассказа «Муму», уже не думая о том, что, заказав праздничный обед с компотом, придётся напряжённо подсчитывать имеющиеся ресурсы.

Когда началась война, Руз отправился на фронт. Сам. Добровольцем. Сначала врачом, а потом – вообще рядовым, в самое пекло кровавой бойни. Интересно, кто из нынешних футболистов променял бы роскошную гламурную жизнь на свистящие пули и грязные вшивые окопы…

Смерть Дика Руза была такой же удивительной, как и жизнь. Принц голкиперов бесстрашно рванулся из окопа в атаку – именно так он выбегал из ворот, чтобы напасть на игрока, осмелившегося прорваться на половину поля его команды. Рванулся в одиночку: приказа атаковать ни от кого не поступало. Но Руз всегда был режиссёром своего собственного представления, и приказы отдавал себе сам. Принц голкиперов стремительно добежал практически до самых немецких окопов – его скорость и дерзость стали неожиданностью для снайперов и пулеметчиков соперника, – и в упор расстрелял все патроны своей винтовки, после чего был убит подоспевшими немцами. Это был его заключительный выход из ворот, решающий проход через поле – только в этот раз он не остановился у центральной разделительной линии, а добежал до конца…

Через шесть лет Мэри Ллойд, играя на сцене, потеряла сознание. Оборвав себя на полуслове, она упала как подкошенная. А зрители, решив, что именно так и прописано в пьесе, устроили овацию – уж больно натурально получилось. На похоронах певицы казалось, что весь Лондон пришёл провожать свою звезду…

Так когда-то погибали звёзды – играя до конца. Тело Руза, как и тела многих других погибших на жестокой войне, не нашли.

Архитектор на поле. История Вивиана Вудворда – технаря с задатками честного арбитра

Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk
Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk

Достаточно высокий – 189 см – и худощавый, Вудворд отлично играл головой, выигрывая борьбу на втором этаже у более высоких и крепких защитников. Он никогда не лез напролом, стараясь преодолеть оборону за счёт технических изысков и неожиданных финтов: врывался в штрафную площадь на широком шаге, искусно пряча мяч от удивлённых соперников. Для английского футбола это было уникальным явлением, тем более, что высоким игрокам такая техника владения мячом и телом вообще несвойственна (Дзюбе есть, у кого поучиться).

Что же ещё привнёс Вивиан Вудворд в футбол?

– впервые в контракте футболиста прописывается разрешение играть и тренироваться в свободное от основной работы время (к тому времени, когда контракт с ним заключал «Тоттенхэм», Вудворд был уже известным архитектором) – руководство клуба настолько ценило Вудворда, что говорило: будете идти мимо поля с работы, загляните к нам на газон…

– в 1908 году он устанавливает сумасшедший рекорд – 21 гол в 13 матчах за обе – национальную и любительскую – сборные Англии в течение одного календарного года, а в следующем году забивает за две сборные уже 25 голов!..

– в статусе капитана национальной команды выигрывает две Олимпиады (1908 и 1912 годов); в 14 матчах, когда капитаном был Вивиан Вудворд, сборная Англии одержала 12 побед: это также уникальный случай в футбольной истории;

– всего же за национальную сборную с 1903 по 1911 годы Вудворд забил 29 голов в 23 матчах, что позволяет ему и сегодня – по прошествии ста с лишним лет – входить в десятку лучших английских бомбардиров национальной сборной (он делит 9-10 места с Фрэнком Лэмпардом), а по средней результативности за матч (1.26) Вудворд – первый.

Вудворд уходит из «Тоттенхэма», чтобы сосредоточиться на карьере архитектора, но потом, соскучившись по газону, неожиданно присоединяется к совсем ещё молодому лондонскому клубу «Челси». Почему «Челси»? Потому, что «Стэмфорд Бридж» был ближе всего к его работе и дому... Вудворду было всё равно, где играть. Он происходил из состоятельной семьи и сам неплохо зарабатывал на архитектурном поприще. И в футбол он играл не ради денег, а ради красивой и эффективной игры. Вудворду постоянно предлагали деньги – например, в качестве компенсации транспортных расходов или официальных командировочных за триумфальное турне со сборной Англии по Европе, но тщетно – денег за игру в футбол Вивиан никогда не брал.

Ну а на поле Вудворд демонстрировал такое благородное поведение, что игроки обращались к нему «сэр». Однажды рефери после его удара показал на центр. Однако, вместо того, чтобы праздновать забитый гол, сэр Вивиан направился к арбитру сообщать, что мяч всё-таки не пересёк линию ворот, и гол надобно отменить. В другой раз судья назначил пенальти в пользу команды Вудворда, но Вудворд идёт к судье доказывать, что … игры рукой у соперника не было. Судья не соглашается и упрямо ставит мяч на точку, тогда Вудворд подходит к мячу и…демонстративно отбрасывает мяч в руки голкиперу, – вот уж fair play так fair play!

Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk
Фото: Goal.com, The Telegraph, bbc.co.uk

В итоге судьи стали часто спрашивать его мнение по поводу спорных эпизодов. И верили ему на слово. И никто из соперников уже не оспаривал принятое решение, если за ним стояло слово Вивиана Вудворда. Репутация сэра была непоколебима!

Можно сказать, что Вивиан Вудворд выполнял функцию играющего арбитра – а это, согласитесь, нечто совершенно странное, запредельное и уникальное. Но именно таким и был на поле джентльмен (кстати, именно он стал первым пожимать руки соперникам после матча), архитектор и результативный наконечник атак (как его ещё называли в Англии) – Вивиан Вудворд.

Итак, сегодня мы вспомнили двух футболистов-любителей – врача и архитектора, лучшего голкипера и лучшего нападающего предвоенной эпохи, двух героев британского времени! Как же у них хватало времени, энергии и сил – работать по основной, не самой простой, специальности и при этом быть лидерами на футбольных полях Британии?

Все лучшее из мира футбола в нашем Telegram

Читайте также: В российском футболе есть неожиданная звезда. Кто этот игрок

С вещами на выход. 5 игроков, с которыми «Спартак» должен распрощаться

Финансовый безлимит. Как зарплатная революция отдалила футболистов от народа