Автомобили ручной сборки

19 August 2019

Автомобильное производство – отрасль достаточно наукоемкая и технологичная, ведь собирается сложный механизм, который состоит из тысяч мелких частей. Для изготовления всех этих деталей требуется специальное оборудование, оснастка и приспособления, штампы. Затраты на подобные вещи огромны, зачастую под запуск новых моделей производители берут многомиллионные долларовые кредиты, ну или помощь от государства, как это часто бывает в нашей стране.

Наиболее дорогостоящими при освоении новой модели являются оснащение конвейера и изготовление штампов, оснастки и специнструмента, все это может окупиться только при миллионных тиражах моделей. Но бывают исключения, не все машины изготавливаются в таких масштабах. Поэтому при изготовлении мелкосерийной техники либо применяют масштабное заимствование у серийных моделей, либо используют обходные варианты, которые подразумевают высокую долю ручного труда.

Ярких примеров советский автопром может привести несколько, причем некоторые из них имели конвейерные линии, но степень автоматизации при изготовлении комплектующих была низкой:

1. РАФ

В 50 км от Риги был даже не завод, а фабрика. Проектная мощность фабрики – 17 тысяч микроавтобусов в год. На заводе в Риге с момента начала производства 2203-й модели был конвейер, но многие вещи изготавливались с помощью ручного труда, а вся ходовая и двигатель поставлялись с ГАЗа – микроавтобусы РАФ были построены на узлах автомобилей горьковского завода.

Первая модель РАФ-10 собиралась без конвейера, по производству кузова передвигали на тележках, узлы у машины были от «Победы» и также поставлялись из Горького.

Наиболее широко распространенный РАФ-2203 изготавливался уже на новом заводе в Елгаве, заимствовал узлы от ГАЗ-24. Сборка кузовов производилась вручную.

2. ЕрАЗ

В Ереване изготавливали фургоны также на базе узлов ГАЗа, самая известная и по сути единственная массовая модель завода – ЕрАЗ-762 – заимствовала агрегаты от ГАЗ 21, позднее двигатель был заменен на ЗМЗ-2401, который ставился также на 24-е «Волги».

ЕрАЗ-762 изначально изготавливался в Риге и носил индекс РАФ-977. Ереванский завод был зависим от поставки комплектующих и из Риги, и из Горького. Производство кузовов со временем было налажено в Ереване с целью увеличения степени локализации

После распада Союза зависимость от поставок из двух стран только осложнила решение и без того сложных задач для местного руководства.

В рекордный год ЕрАЗ произвел 16 тысяч фургонов, это было уже в 80-е.

3. ЗИЛ

При производстве правительственных автомобилей никогда не шло речи об экономической выгоде, главной задачей было производство автомобилей для генерального секретаря и правящей верхушки.

Никаких штампов, никаких конвейеров, в лучшие годы завод выпускал в месяц по несколько автомобилей в месяц.

В цехе шился и кроился салон. Надо ли говорить что производство считалось секретным, вход в него осуществлялся по пропускам и увидеть создание правительственных автомобилей могли единицы даже из руководства подразделений завода.

Шаблоны для изготовления крыльев автомобилей ЗИЛ
Шаблоны для изготовления крыльев автомобилей ЗИЛ

Кузовные панели изготавливались вручную с помощью шаблонов, сборка велась на стапелях, железом автомобили «обрастали» снизу вверх. Каждый автомобиль был уникален, подгонка деталей и все регулировки занимали не один день, не покидая пределов цеха производилась и покраска автомобилей.

Изготовление лимузина для министерства обороны отражено в фильме «Последний Лимузин». Снималось все производство автомобиля, в нем отлично отражено состояние завода в последние годы существования.