550 subscribers

Зачем городу стены, хранящие добрую память

116 full reads
185 story viewsUnique page visitors
116 read the story to the endThat's 63% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Зачем городу стены, хранящие добрую память

В феврале этого года в Липецке начал новую жизнь памятник архитектуры регионального значения – дом купца Болховитинова, хорошо известное липчанам старинное здание на углу улиц Октябрьская и Фрунзе. Открытый здесь филиал музея народного и декоративно-прикладного искусства назвали музеем истории города.

Просторные выставочные залы обновленного особняка уже обставлены и готовы поведать любому желающему, как жил уездный курортный город Липецк столетия назад. Старая мебель и зеркала, часы с боем, тяжёлые вишнёвые портьеры, фотографии на стенах – кажется, старый дом сам рассказывает о себе со сдержанной гордостью. Потому что как бы ни богатела коллекция старины в этих стенах и какие бы экспозиции современного искусства ни сменялись в залах второго этажа, главным экспонатом на этой выставке всегда будет сам дом, словно сконцентрировавший в себе историю Липецка.

Зачем городу стены, хранящие добрую память

Дом и его обитатели

- Дом Болховитинова имеет статус объекта культурного наследия. Это здание было построено в 30-е годы XIX века в так называемой купеческой части города, в 81 квартале, - рассказывает директор Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства Ирина Сулина. – Преуспевающий купец, потомственный почётный гражданин города Алексей Петрович Хренников купил участок с постройками, который прежние хозяева, купцы Расторгуевы, потеряли из-за долгов, и поставил здесь новый каменный особняк.

Ирина Сулина
Ирина Сулина

Годы шли, дом менял хозяев. Некоторое время им владел петербуржец Павел Михайлович Небученов, питавший особую любовь к Липецку после того, как поправил здоровье на местных лечебных водах. Затем здание приобрёл липецкий купец Иван Дмитриевич Болховитинов, человек в городе очень почитаемый. Его трижды избирали городским головой, а его внучка Еротеида вышла замуж за известного всем липчанам Митрофана Клюева – градоначальника, благотворителя и просветителя.

Зачем городу стены, хранящие добрую память

В первом десятилетии ХХ века в доме располагалось реальное училище, потом здание было передано под городскую управу. После революции солидный особняк принял под свое крыло сирот: на много лет здесь обосновался детский дом. В 1958 году интернат расформировали, и для дома Болховитинова началась очередная эпоха: произвели перепланировку, из множества небольших комнат сделали четыре огромных – многие из ныне живущих липчан помнят это здание как детский сад № 34.

- Это поистине удивительный дом, живая история! – комментирует Ирина Сулина. – Представляете, сколько поколений липчан помнят эти стены? Когда в прошлом году начался ремонт здания, один из сотрудников строительной фирмы рассказал, что он в детстве ходил именно в этот детский сад. А на открытие музея пришли люди, которые воспитывались в находившемся здесь детском доме!

Зачем городу стены, хранящие добрую память

Прежде чем коллектив музея народного и декоративно-прикладного искусства обратился к городским властям с предложением сделать из старинного особняка место памяти о прежнем Липецке, дом пару лет простоял в запустении: для детского садика здание стало уже неподходящим по своему техническому состоянию, и в 2012 году воспитательное учреждение было расформировано.

Всё «как тогда», только лучше

В результате открытых торгов заказ на подготовку проекта реставрации выиграл научно-производственный центр «Черноземье». Тем временем компания по производству реставрационных работ «Лайм-парк» перекрыла в особняке крышу и отремонтировала отопительную систему.

В августе 2019 года к реализации проекта реконструкции приступила строительно-реставрационная организация «Елецтяжстрой» - под авторским надзором ООО НПЦ «Черноземье». Воссоздание особняка со всеми аутентичными деталями не было главной целью, хотя бы потому, что не сохранилось ни одной фотографии дома Болховитинова дореволюционной эпохи. Да и перепланировка, произведённая ещё до введения закона о сохранении объектов культурного наследия, тоже не позволяла сделать выводы о прежнем расположении комнат.

- Здание отвечает всем канонам архитектуры начала XIX века: оно симметрично, на первом этаже потолки чуть ниже, на втором повыше, в соответствии с этими параметрами различную высоту имеют окна первого и второго этажа, - рассказывает Ирина Сулина. – Дом сложен из красного кирпича, штукатурка местами была нарушена. Зато сохранилась в прекрасном состоянии дореволюционная керамическая плитка на лестничных площадках, производства Харьковского завода. Мы оставили её как есть – даже местами потёртая от времени, она ценна как признак возраста дома.

Зачем городу стены, хранящие добрую память

Были споры по поводу внешней отделки дома. Но от идеи оставить на виду красную кирпичную кладку отказались: в начале прошлого века такие дома штукатурили. Небольшую рустовку на фасаде реставраторы выделили на жёлтом фоне здания белой краской. Восстановили подоконные полочки на наружной стороне стен, разобрали заложенные кирпичом в «детсадовскую» эпоху оконные проёмы. Металлической «кружевной» вязью украсили балкончик над входом.

Заместитель директора по реставрации и проектированию ООО НПЦ «Черноземье» Николай Пономарёв замечает: реставрационная работа – процесс особый. Это нечто большее, чем просто ремонт.

- Мы начинаем с тщательного обследования объекта. Сведения о состоянии дома собираются по крупицам: существует целый ряд прямых и косвенных признаков, которые свидетельствуют о том, когда здание было построено и как эксплуатировалось. Мы изучаем техническое состояние постройки, в том числе и по химическому составу материалов и конструкций, делаем вывод, какое количество соли и реагентов впитали эти стены, - рассказывает специалист.

Николай Пономарев
Николай Пономарев

Состояние дома в 2019 году было признано ограничено работоспособным, самое большое опасение вызывали деревянные перекрытия на обоих уровнях, их заменили на новые.

- В подвале, помимо типичных для позапрошлого века монументальных сводов и металлических колец для подвешивания запасов, сохранились и столбы-колонны, поддерживавшие комнатные печи. Конечно, от самих печей ничего не осталось, - продолжает Николай Пономарев. – Мы изучили состояние кладки: раствор в начале XIX века был известковый, лишь к концу века он стал более сложным, цементно-известковым. При выборе материалов мы учли, что современный, привычный нам состав раствора может навредить стене из старого кирпича: цемент имеет свойство накапливать влагу, отчего глиняный кирпич старой выделки буквально вываливается из стен.

Во время обследования старых стен обнаружились замурованные в прошлом сводчатые проемы, некоторые довольно обширные. В одном из таких проемов обустроили помещение кассы музея.

Ремонтно-реставрационные работы началась в августе 2019 года, продлились неполных пять месяцев и обошлись городу и области в 17 миллионов рублей.

Зачем городу стены, хранящие добрую память

Почему белые стены музея оказались очень кстати? И как память связана с грушами? Об этом здесь.

Елена ФРОЛОВА для газеты «Липецкий строитель»

Ставьте лайк, делитесь с друзьями в соцсетях!

Подписывайтесь на наш канал "Пространство для жизни"