Мода 1910-х: Корсет, давай до свидания!

Мода 1910-х
Мода 1910-х

На рубеже 1910-х годов знаменитые кутюрье стиля модерн — Чарльз Фредерик Уорт, Жак Дусе и Жанна Пакен — оставались верны его эстетике. Они продолжали творить платья, которые подразумевали использование корсета.

House of Worth, вечернее платье, 1910
House of Worth, вечернее платье, 1910

Единственный кутюрье, кто осмелился на масштабную революцию, —освобождение от корсета — был Поль Пуаре. Именно ему женщины обязаны возможностью свободно дышать и одеваться самостоятельно, без помощи горничной.

Поль Пуаре
Поль Пуаре

Перемены в женской моде стали происходить в связи с освоением женщинами мужских профессий, увлечением спортом и нарастающей эмансипацией. А также на фоне растущего увлечения странами Востока: Японией, Китаем и, в том числе, Россией.

В Париже это увлечение было связано с имевшими грандиозный успех гастролями «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Леон Бакст. Программа балета «Клеопатра» «Русских сезонов» Сергея Дягилева
Леон Бакст. Программа балета «Клеопатра» «Русских сезонов» Сергея Дягилева


Поль Пуаре, разделив всеобщее увлечение, освободил женщин от корсетов и ввел моду на просторные туники, халаты, похожие на японские кимоно, меховые манто и тюрбаны с перьями.

Модель в платье от Поля Пуаре
Модель в платье от Поля Пуаре

В 1911 году Пуаре устроил костюмированный бал «1002 ночь» у себя в особняке, где представил коллекцию, навеянную восточными мотивами.

Поль Пуаре со своей женой-музой Денизой
Поль Пуаре со своей женой-музой Денизой
Дама, одетая по моде 1910-х годов
Дама, одетая по моде 1910-х годов
Paul Poiret, восточный ансамбль для костюмированного бала 1002 ночь, 1911, Метрополитан музей, Нью-Йорк
Paul Poiret, восточный ансамбль для костюмированного бала 1002 ночь, 1911, Метрополитан музей, Нью-Йорк

С подачи Поля Пуаре пастельная гамма нарядов сменилась на яркие цвета в одежде.

Paul Poiret, платье Сорбет, 1912, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Paul Poiret, платье Сорбет, 1912, Музей Виктории и Альберта, Лондон

Поль Пуаре мастерски преподносил свои творения, устраивая целые мини-представления. Кроме того, он сотрудничал с известными художниками: Жоржем Лепапом, Раулем Дюфи и Полем Ирибом и выпускал рекламные каталоги со своими платьями.

Каталог платьев Поля Пуаре, 1908, иллюстрации Поля Ириба
Каталог платьев Поля Пуаре, 1908, иллюстрации Поля Ириба

В 1910 году он представил знаменитую зауженную или «хромую» юбку, в которой женщина могла передвигаться лишь маленькими шажками, однако такой фасон не имел успеха.

Дамы в зауженных юбках, 1912
Дамы в зауженных юбках, 1912

1910-е года в моде можно назвать эпохой ориентализма.

Paul Poiret, манто "La Perse", 1911, дизайн ткани Рауля Дюфи, Метрополитан музей, Нью-Йорк
Paul Poiret, манто "La Perse", 1911, дизайн ткани Рауля Дюфи, Метрополитан музей, Нью-Йорк

Кадр из сериала «Аббатство Даунтаун»
Кадр из сериала «Аббатство Даунтаун»

Любовью к эстетике Востока также отличался модный дом сестер Калло, который своими платьями с роскошными вышивками в восточном стиле и изысканными кружевами не оставлял равнодушными женщин.

Callot Soeurs, восточный ансамбль, 1910, Метрополитан музей, Нью-Йорк
Callot Soeurs, восточный ансамбль, 1910, Метрополитан музей, Нью-Йорк

Callot Soeurs, вечернее платье, 1919, Метрополитан музей, Нью-Йорк
Callot Soeurs, вечернее платье, 1919, Метрополитан музей, Нью-Йорк
Одежда 1910-х богато декорировалась, но вот крой наконец-то стал простым.

Первая мировая война 1914 года, несколько затормозившая развитие модных тенденций, поспособствовала тому, что практичность стала основным требованием от одежды.

Многие женщины стали работать, водить автомобили и заниматься спортом. Стали популярными короткие стрижки, постепенно укорачивалась юбка, женщины подражали мужчинам: новый стиль «гарсон» (garconne), игнорирующий линию груди и талии, завоевывал женское внимание.

Поль Пуаре постепенно становился немодным из-за «вычурности» своих нарядов, а со временем его и вовсе забыли...

Читайте также: Иконы стиля 1910-х

Подписывайтесь на канал Во имя Гуччи и ставьте лайк!