Formula1
850 subscribers

Как в России 107 лет назад появились автогонки. История первого Гран-при Санкт-Петербургского автоклуба

Как в России 107 лет назад появились автогонки. История первого Гран-при Санкт-Петербургского автоклуба
Как в России 107 лет назад появились автогонки. История первого Гран-при Санкт-Петербургского автоклуба

Красное село, 7 июня 1913 года, начало европейского гоночного сезона. Под Петербургом собрались более двух десятков автолюбителей из России, Франции, Швейцарии, Великобритании, Венгрии, а также с гражданством, которое сегодня не представляется возможным выяснить. Так начинались российские гонки.

Участники преодолели семь кругов по трассе между Красным Селом, Лиговым и станцией Александрово. Общую продолжительность в те времена никто не подумал замерять, известно только, что она составила около 30 км.

Гонка под Петербургом вошла в календарь наряду с контестами в Ле-Мане, Амьене и Гуадарамме. Более элитной компании в начале XX века представить сложно.

На старт Гран-при вышли 18 экипажей. Ещё трое отказались по разным причинам. Гонка проходила с гандикапом, т.е. каждая следующая машина стартовала через минуту после предыдущей. Автомобили по ходу дистанции контролировали предшественники маршаллов, стоявшие каждый полтора километра. Иногда они спасали пилотов. Например, Рычков после окончания первого круга решил, что гонка закончена, но ему быстро напомнили о необходимости вернуться в борьбу.

В то же время эксцессов избежать не удалось. В Красном селе работал пункт десятиминутной нейтрализации. Там гонщики ждали 10 минут, чтобы синхронизироваться по времени. Но Ивану Иванову, шедшему среди лидеров, контроллёры насчитали лишние минуты. Русский пилот не сдрейфил и вдарил по газам. Он дважды установил лучшее время круга, добился рекорда скорости 143,4 км/ч среди российских автомобилей и показал среднюю скорость 126,1 км/ч. Это позволило занять высокое место, о чём мы ещё скажем ниже. Но двум другим пилотам, с которыми случилась аналогичная оказия, повезло гораздо меньше.

Многим гонщикам помешал ливень, хлынувший во время прохождения второго круга. Поэтому 10 из 18 участников были вынуждены сойти с дистанции.

Победу одержал Георгий Суворин на четырёхцилиндровом «Бенц 29/60PS».

Как в России 107 лет назад появились автогонки. История первого Гран-при Санкт-Петербургского автоклуба
Как в России 107 лет назад появились автогонки. История первого Гран-при Санкт-Петербургского автоклуба

Он одолел трассу за 2 часа и почти 24 минуты. Три минуты спустя финишировал Иван Иванов на «Руссо-Балт C24/58». Третье место занял француз Рене Нотомб на «Металлургик 27/80».

Помимо победителей общего зачёта организаторы наградили участников по ещё двум параметрам. По средней скорости на круге выиграл некий Гребенщиков на «Хупмобиле R 22hp». А в зачёте двигателей, где делали поправку на качество мотора, победу одержал француз Дюрай на «Металлургик 15/20».

Интересный факт Гран-при России в том, что спустя год немец Вилли Шолль тоже выиграл гонку автомобиле «Бенц». Позже компания вольётся в состав «Мерседеса». Спустя 100 лет, когда этап возродился в Сочи, с трофеями из России уезжали исключительно представители «Мерседеса»: Льюис Хэмилтон (четыре раза), Нико Росберг и Валттери Боттас. Получается, что на данный момент немецкие автомобили абсолютно доминируют на наших трассах.