888 подписчиков

Сколько стоит провести этап «Формулы-1»?

180 прочитали

Во время пандемии обострился финансовый вопрос окупаемости Гран-при F1. Зачем вообще нужно проводить у себя гонки? Разве они окупаются? Мы разобрались в том, сколько стоит провести этап «Формулы-1» и кому это выгодно.

Во время пандемии обострился финансовый вопрос окупаемости Гран-при F1. Зачем вообще нужно проводить у себя гонки? Разве они окупаются?

Как окупать?

Деньги организаторы Гран-при получают из нескольких источников. Во-первых, реклама. Баннеры, которые мелькают в трансляциях на полумиллиардную аудиторию (именно столько зрителей смотрят самые популярные этапы) способны принести хорошие деньги.

Второй источник – билеты и фансервис. Но в 2020 год эта река пересохла. Поэтому возьмём за точку отсчёта 2019 год, когда рекорд посещаемости одного уик-энда составил более 360 тыс. человек. Если взять небольшую стоимость прохода в $25 и умножить на количество посетителей, то очень грубо можно прикинуть, что самые популярные этапы собирают до $90 млн выручки. А есть ещё сопутствующий приток денег в экономику, вроде оплаты гостиниц, трат в ресторанах и пр. Но такие числа скорее исключение.

Городские трассы

Приблизительная общая стоимость за год: $105,5 млн

  • Персонал: $16 млн
  • Временные трибуны: $14 млн
  • Поребрики и барьеры: $8 млн
  • Временные боксы: $8 млн
  • Транспорт, офисы, коммуналка: $6 млн
  • Прочие расходы и страховка: $5,5 млн
  • Взнос за проведение: до $48 млн

Очевидно, что затраты на возведение временных трибун не сравнятся со строительством нового автодрома. Однако большущую часть бюджета съедает лицензионный взнос. Сейчас он колеблется в диапазоне $20-50 млн – это от четверти до половины стоимости всего Гран-при.

Есть и незаметные траты, вроде страховки (ни много ни мало $1 млн) или огнетушителей через каждые 15 метров трассы. В сумме за 10 лет расходы складываются в сумму около $1 млрд. И это без учёта инфляции!

Автодромы

Приблизительная стоимость возведения автодрома: $275 млн

  • Непосредственно трек: $75 млн
  • Здания паддока и боксы: $50 млн
  • Инфраструктура и земляные работы: $50 млн
  • Основная трибуна: $30 млн
  • Специальная электроника: $30 млн
  • Здания команд: $15 млн
  • Медиа-центр: $15 млн
  • Медицинский центр: $5 млн

При строительстве новой обители F1 возникает уникальная возможность, создать гениальный трек с неожиданными развязками и возможностями для упорной борьбы. Это если архитектор попадётся толковый. А если нет?

Плюс нового автодрома в относительном маленьком лицензионном взносе: в среднем около $18 млн. В пересчёте на 10 лет все затраты на возведение объекта и его обслуживание составят около $950 млн. Чуть меньше, чем на городской трассе, но гонки по улицам привлекают больше внимания. Поэтому не факт, что строительство окупится по прошествии декады.

Есть другой, более приятный вариант. Но он очень ограничен географически. Это перепрофилирование старых объектов под требования F1. Реконструкция обычно дешевле стройки ($10-50 млн), а если сложатся звёзды, как случилось с Гран-при Мексики, то проект окупается на горизонте трёх-четырёх лет.

Стоит ли игра свеч?

Даже такие легенды, как «Сильверстоун», из года в год едва сводят концы с концами. Автодром не субсидирует государство – его доход складывается из аренды для гонок, а также тестов «Мерседеса», «Ред Булла» и «Рейсинг Пойнт».

Управляется арена Королевским клубом британских гонщиков. Это белая кость автогонок, сплошь чемпионы мира: Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон, Деймон Хилл, Найджел Мэнселл, всего около 850 человек. И всё равно «Сильверстоун» обвешан долгами и кредитами.

Поэтому автогонки – дорогое удовольствие. И нам ещё предстоит понять, как сделать этот бизнес прибыльным в XXI веке.