Болонская система как поражение в войне

У Болонской системы образования есть много противников в России среди представителей промышленности, студентов, преподавателей и ректоров вузов. «Форпост» выяснил какие положительные и отрицательные стороны есть у европейских стандартов образования и когда произойдет возвращение пятилетней программы обучения в Россию.

19 июня 1989 года. Решая задачу сближения высших школ Евросоюза и формирования единого образовательного пространства, 29 стран подписали в Болонье декларацию. В сентябре 2003 Россия также присоединилась к болонскому процессу. Ожидалось, что этот шаг увеличит академическую мобильность обучающихся - студенты смогут по мере необходимости продолжать обучение в других высших учебных заведениях, в том числе за рубежом.

При этом многие эксперты считают, что эти цели провалились. Но что гораздо печальнее, это поспособствовало окончательному разрушению существовавшей в СССР пошаговой системы подготовки профессиональных инженеров.

Ректоры вузов раскритиковали Болонскую систему образования.
Ректоры вузов раскритиковали Болонскую систему образования.

На втором международном совете ректоров университетов горнотехнического профилирования состоялась дискуссия, посвящённая реформированию системы высшего образования. Руководители вузов и сырьевых компаний, в первую очередь российских, обратили внимание, что система образования испытывает большие трудности с определением направления развития. Некоторые участники дискуссии вообще потребовали вернуть в технические вузы специалитет - пятилетнюю программу обучения студентов с одновременным отказом от двухуровневой системы (бакалавриата и магистратуры), которая была навязана нам европейскими странами.

Николай Цхадая, ректор Ухтинского государственного технического Университета рассказал, что к нему обращаются производственники, испытывающие тяжелый дефицит кадров, потому что бакалавр не является ни специалистом, ни инженером и плохо образован профессионально.

Некоторые технические вузы сумели отстоять ряд направлений подготовки, базирующихся на пятилетнем обучении студентов. В Санкт-Петербургском Горном университете порядка 700 мест, финансируемых из бюджета, были выделены для поступающих, которые имели намерение обучаться по программам специалитета. Такие выпускники после 5 лет обучения на специалитете пользуются у работодателей большим спросом, в том числе у крупнейших добывающих компаний.

По словам ректора Горного Университета Владимира Литвиненко часто выходит так, что бакалавр - это еще не инженер, а магистр - уже не инженер. И представители промышленности часто не могут понять, кто такой бакалавр, пришедший к ним на производство, что он умеет и как его можно использовать в реальных технологических процессах.

Не понимает смысл перехода и технический директор Nord stream 2 AG Сергей Сердюков. Он сравнивает переход с результатом поражения в какой-то войне. Сердюков считает, что в стране была успешная система образования, которая полностью решала задачи, поставленные государством.

Современные проекты требуют специалистов высокой квалификации.
Современные проекты требуют специалистов высокой квалификации.

При этом эксперты отмечают, что даже если вернуть специалитет - это не решит все скопившиеся проблемы в системе высшего технического образования.

Необходимо также поставить вопрос о внедрении системы непрерывного образования инженеров на протяжении всей жизни. Если эту проблему не решить, то добычей и переработкой сырьевых ресурсов нашей страны в недалеком будущем смогут заниматься только иностранные инженеры.

Рекомендуем больше материалов в проекте Геократия.