«Писали на газетах, ели очень редко»: вот как учились во время войны 1941 - 1945 гг.

13 May 2019

Очередная годовщина Великой Победы — повод вспомнить, как и чему учились в то непростое время школьники и студенты. А еще я попробовал разобраться в том, зачем в условиях войны молодежь вообще что-либо изучала. Неужели не нашлось других, более полезных занятий? Обо всем по порядку.

Условия

Важно понимать, что в 1941 году на фронт ушло большинство здоровых мужчин, а потому все хозяйство и производство осталось на женщинах и детях. Даже 10-летние дети помогали фронту как могли: мальчишки выполняли посильную работу у станков, девочки — шили теплую одежду. Детей часто привлекали к сельскохозяйственным работам.

Источник: guir.ru
Источник: guir.ru

Остро стоял вопрос с питанием. Как вспоминает Фартунатова К.А., пережившая войну девочкой, ели в основном то, что росло в лесу или плавало в реке. Мальчишки ловили рыбу, а девушки собирали ягоды — бруснику, смородину, черемуху. Овощи и грибы с огорода заготавливали на зиму, меняли на одежду и обувь.

В целом условия, в которых росли дети в 1940-х, можно назвать одним словом — «выживание». Несмотря на это, во многих городах функционировали школы, университеты, и ребята умудрялись учиться.

Как учились

В некоторых школах обучение проходило в три смены — с 7:30 до 23 часов. Школьной формы не было, ребята приходили на занятия в чем придется. У большинства не было тетрадок, поэтому писали на газетах, чеках, обложках старых книг. Учебников было мало: хорошо, если группе из 8-10 человек доставался один.

Фото: 900igr.net
Фото: 900igr.net

Учительница литературы и русского языка Соломатина Н.А. вспоминает:

«Свет зажигали уже поздно вечером. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»

Интересно, что в реалиях военного времени менялась и программа обучения. Учителя сами придумывали математические задачки про солдат, дети писали диктанты о помощи фронту, а на физике ребятам рассказывали базовые принципы устройства двигателей на истребителях.

Основная задача обучения в те годы — воспитать преданных защитников страны.

Советские мальчишки на уроке труда // Источник:
Советские мальчишки на уроке труда // Источник: topwar.ru

Особую роль в обучении отдавали трудовой дисциплине. Помимо того, что дети работали дома, им старались давать задания на уроках труда. Это не всегда были обычные поделки: зачастую школьники стругали, шили и ремонтировали детали на благо фронта.

По всей видимости, этим можно объяснить научно-технический рывок, который совершил СССР в 50-60-е годы. Школьники, воспитанные и обученные в суровых реалиях войны, и во взрослой жизни сохранили любовь к труду и желание любыми путями помочь своей Родине.

Достижения

Несмотря на тяжелые условия, во время Великой Отечественной войны советское образование вступило в качественно новую стадию своего развития. Учителя-мужчины ушли на фронт, женщины были заняты в сельском хозяйстве и на производстве, поэтому школы и университеты испытывали острую нехватку педагогических кадров.

Кроме того, необходимо было разрабатывать новые учебные программы, направленные на ускоренное обучение.

Владимир Петрович Потемкин, руководитель АПК СССР, талантливый педагог и дипломат. // Фотография: arran.ru
Владимир Петрович Потемкин, руководитель АПК СССР, талантливый педагог и дипломат. // Фотография: arran.ru

В 1943 году появилась Академия педагогических наук СССР. Там занимались подготовкой новых педагогов, написанием учебников, разработкой новых методов обучения.

Многие принципы и нововведения, принятые в те годы, действовали еще очень долго. Например, именно тогда придумали обязательное семилетнее образование, экзамены в десятом классе, золотые и серебряные медали.

Выпускники 1941 года, Нижегородская область // Фото: приволжская-правда.рф
Выпускники 1941 года, Нижегородская область // Фото: приволжская-правда.рф

Война воспитывала не только школьников, но и педагогов — в те годы появилось множество талантливых учителей:

  • В.Н. Верховский — сделал химию отдельным предметом.
  • А.М. Панкратова — написала несколько новых учебников по истории.
  • Н.М. Головин — разработал уникальную методику преподавания русского языка в средней школе.
  • А.Н. Толстой — писатель, который стал «любимчиком» многих советских школьников.

Итоги

Думаю, что у большинства людей была надежда на то, что война закончится и полученные знания пригодятся стране. Так и случилось. В конце 40-х годов прекрасно себя проявили советские инженеры, строители, врачи — профессии, в которых больше всего нуждался разрушенный изнуряющей войной СССР.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!

Телеграм-канал FOR_STUDENTS