Инфраструктурный рывок России.

Правительство принято у нас ругать, и обоснованно. Но оно вдруг решило исправиться и Минэкономразвития представило на рассмотрение перспективный план развития инфраструктуры страны. Правда Темнейший все-таки приложил к нему свою длань – именно Путин в своих майских указах обязал такой план представить на рассмотрение до октября месяца. Документ включает сооружение почти 690 объектов, его выполнение обойдется в 6,8 трлн руб. за шесть лет. При чем из бюджета планируется потратить лишь половину этой суммы остальное – частные инвестиции.

Что планируется построить? 155 проектов затрагивают авиационный транспорт, планируется построить или реконструировать аэропорты в небольших региональных городах по всей стране. 296 проектов проходят по автомобильной инфраструктуре, включая строительство дорог и мостов. 38 проектов касаются внутреннего водного транспорта, в основном они касаются гидротехнических сооружений на реках и каналах. 104 проекта касаются ж/д транспорта, строительство скоростных и высокоскоростных магистралей, а также модернизацию действующих путей. 98 проектов – развитие морской инфраструктуры, строительство и реконструкция портовых терминалов. Кстати, моста на Сахалин в плане нет.

Что конкретно будут строить. Из знаковых проектов развитие БАМа и Транссиба, мост через Лену в районе Якутска и другие мосты: через Волгу (в Нижнем Новгороде), через Обь (в Новосибирске), через Сок (Самарская область), через Зею (в Благовещенске), через Томь (в Томске) и т.д.
, обходные дороги вокруг крупных городов Уфы, Новосибирска, Калуги, Читы, Орла, Пензы, Ижевска и т.д. Есть проекты ВСМ Москва — Казань и ВСМ Екатеринбург — Челябинск, а также скоростная магистраль из Краснодара до Грозного и далее до Махачкалы. Проекты по строительству Мурманского транспортного узла, транспортных коридоров в Приморье, создание сухогрузного узла в порту Тамань. Планируется развитие инфраструктуры Северного морского пути. В списке министерства также есть проекты строительства ледоколов для работ в Северо-Западном и Дальневосточном морских бассейнах.

Говорить об экономическом эффекте от этих проектов сложно. Инфраструктурные объекты окупаются долго, а подчас вообще не окупаются. Это если говорить о прямых доходах от них. Но ускорение экономического роста через развитие инфраструктуры — правильный подход. Так действовали в Германии, США, Китае. Ожидать быстрого эффекта на экономический рост после завершения проектов не приходится, но постепенно будут наращиваться инвестиции в проекты, в которые бизнес не вкладывался в следствии некачественных дорог и необходимости применять сложные логистические схемы.

Лично мне в предложенных проектах более всего нравится развитие транспорта на Дальнем Востоке и повышение транспортной связанности региона с европейской частью страны, что может повлечь за собой рост китайских и южнокорейских грузоперевозок посредством нашей железнодорожной инфраструктуры. Об этом говорится уже не первое десятилетие и наконец государство начинает активно вкладываться в эти проекты. Особенно в свете того, что КНДР и Республика Корея договорились о разрядке напряженности, разминировании границы и объединении железнодорожных систем. Нравится и то, что поставлена задача развития Северного транспортного коридора – Северный морской путь плюс прилегающие к нему воды. Наш «Суэцкий канал» нужно развивать. Да и остальные проекты выглядят нужными и востребованными. Хотелось бы только, чтобы в решении этих задач по максимуму использовались отечественные компании и ресурсы. Ну, кроме тех случаев, когда в решение этих задач решат вложиться иностранные государства, у меня есть надежда на то, что часть проектов покажется интересными Китаю, Японии и Южной Корее.