Расширяя границы возможностей

17 September 2018

Восточный экономический форум прошел успешно: «По итогам первых двух дней форума было подписано 175 соглашений на сумму 2,9 трлн рублей. Для сравнения, ещё в 2015 году этот показатель составлял около 1,3 трлн, в 2016-м — 1,8 трлн, а в 2017-м — 2,5 трлн.» - заявил представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев. Нигде не опубликованы данные по третьему дню, но полагаю, что просто ничего существенного на нем заключено не было, заключительный день в целом был менее интенсивным. Так что особого секрета нет.

В целом, возникло ощущение, что па размаху форум превзошел Питерский. Возможно, это чисто мои ощущения, но возможно это вызвано тем, что наши взаимоотношения с Юго-Восточной Азией сегодня значительно теплее, чем с Европой. Тем более, что на острове Русский собрался звездный состав, кроме нашего президента был Председатель КНР товарищ Си, Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, Премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён и Президент Монголии Халтмаагийн Баттулги. Три крупнейших игрока региона, Путин и лидер Монголии. Не в упрек последнему его присутствие на форуме как-то диссонировало. Но это чисто мое мнение.

Кроме лидеров стран присутствовало много бизнесменов, около семисот руководителей крупных компаний из разных государств региона и России. На этом описание официальной части форума я, пожалуй, прекращу.

Естественно, такое мероприятие имеет большое политическое значение. В очередной раз наш президент продемонстрировал, что изолировать Россию сложная, практически неразрешимая задача. Хотя из-за океана, одна известная русскоязычная телекомпания позубоскалила по этому поводу. Кстати, все отметили символизм открытия форума, совпавшего с совместными маневрами России, КНР и Монголии «Восток-2018». Китайцы не артикулируют уровень наших отношений, но действительно, есть ощущение, что мы стали гораздо более близкими партнерами. Возможно, даже, союзниками.

Не смотря, на то, что Японию и Южную Корею американцы полностью контролируют в военно-политическом плане, а Китай, пока еще контролируют экономически, (если США ставит перед китайскими корпорациями «вопрос ребром», китайцы подчиняются, о чем явно говорит история с ZTE) и в целом, на Дальнем Востоке Россия, в области экономики, вещь исчезающе малая, по итогам форума, возникло ощущение, что нам есть, о чем говорить экономическими лидерами региона. Ну с Китаем все ясно, он заинтересован в наших ресурсах, хотя это верно и для Японии с южной Кореей, у нас с ним развитые военно-технические связи, мы строим для него атомные реакторы. В целом, с Китаем у нас плодотворное и постоянно расширяющееся сотрудничество. Однако, вся большая тройка стран заинтересованы в наших транспортных возможностях.

Южнокорейский лидер вдохновленно вещал, о том, что его стране необходим доступ к сети железных дорог России и через них – к Европе. На этом пути есть сложная политическая проблема, КНДР, но Ким Чен Ын демонстрирует стремление к сближению, он хочет преодолеть экономические трудности, чему транзитная железная дорога только поможет. Китаю тоже интересны наши железные дороги, но не в их сегодняшнем состоянии. Для того, чтобы наша железнодорожная сеть удовлетворяла его интересам, нужно серьезно модернизировать БАМ и Транссиб, и желательно, построить еще одну ветку для высокоскоростных поездов. Россия в одиночку эти проекты не потянет, но если удастся договориться «на четверых» - реализация, на мой взгляд, становится вполне возможной. Задача огромная, требующая больших инвестиций и более важная для экономики, нежели строительство моста на Сахалин. Который может никогда не окупиться (мнение мое и многих экспертов).

Кроме железных дорог, лидеров региона очень интересовал наш Северный морской путь. Транспортный коридор сложный, с непредсказуемой обстановкой, погодной и ледовой. Речь о том, чтобы сделать его международной морской трассой идет давно, чему активно противится наша страна, считая его исключительно своим. Юридически это весьма спорное дело, есть серьезные аргументы и у нас, и у наших оппонентов. Судя по дискуссии, как мне показалось, Путин ждет от партнеров интересного для России предложения, после чего она может согласится на допуск иностранных судов в наш внутренний транспортный коридор. Который мы, кстати, уже второй год эксплуатируем даже более интенсивно, чем делал это СССР в свои лучшие годы. Через него, кстати, мы планируем отправлять в Юго-Восточную Азию сжиженный природный газ с заводов «Новатэка» Ямал СПГ (три очереди уже работают), Арктик СПГ и Арктик СПГ-2 (пока только планируются).

В целом ощущение от форума, если отбросить официоз и политику, такое что заключенные контракты на 2.9 трлн. рублей – это, конечно, хорошо, но перспективы перед нашим сотрудничеством гораздо более масштабные. Если договоримся. Если не помешают договариваться. Тем более, что в США уже бьют тревогу, им не нравится, что Россия может заиметь себе «северный Суэцкий канал», как они называют Северный морской путь.

В общем, разговор о транзитных возможностях России в формате четверки лидеров региона, мне кажется гораздо более важным, чем текущие контракты, даже если они заключены на сумму в 2.9 трлн. рублей.