Сжиженный природный газ России

Россия делает ставку не только на «Северный поток-2» И «Силу Сибири». Наши компании вышли на рынок сжиженного газа и стремительно наращивают свои возможности по его поставкам зарубежным покупателям. В настоящий момент у нас работает два завода по сжижению газа Ямал СПГ (2 очереди из запланированных 3) компании «Новатэк» и «Сахалин-2» оператор Sakhalin Energy.

Доля сахалинского СПГ в 2016 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе составила около 6%, на мировом рынке — около 4,5%. Завод вышел на проектную мощность, 25 июня 2018 года с него была отгружена юбилейная 1500-я стандартная партия СПГ с момента запуска в 2009 году. Газ ушел в Японию, в танкере «Энерджи Навигэйтор» крупнейшей японской компании «Токио Газ». Постоянно идет дооснащение проекта, в частности, в 2017 году на Сахалин прибыло новое ледокольное судно снабжения «Геннадий Невельской» и ледокольное судно дежурного обеспечения добывающих платформ «Степан Макаров», оба судна ледового класса Icebreaker6 (выполнение ледокольных операций в неарктических морях при толщине льда до 1,5 м. Способен непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 1,0 м). в конце прошлого года «Сахалин Энерджи» заключила контракт с британской Petrofac на 700 млн долл. США на строительство дожимной компрессорной станции и её интеграцию в систему действующего берегового комплекса.

Стратегия Новатэка рассчитана преобразование компании в крупнейшего игрока на рынке СПГ к 2030 г. Ресурсная база Новатэка позволяет увеличить производство СПГ до 80 млн т в год, что примерно соответствует текущему объему производства СПГ всего Катара.

В декабре прошлого года Новатэк отгрузил первую партию СПГ с Ямала. В этом году эффект от реализации СПГ станет заметным, так как 1 линия завода работает на полную мощность, а 2 линия недавно запущена с большим опережением графика. З линия планируется к запуску в начале следующего года.

Зимние испытания показали, что завод Ямал СПГ способен превзойти ранее ожидаемую мощность в 16.5 млн. тонн в год, текущая оценка – 17.4 млн. тонн. Кроме завода Ямал СПГ планируется к запуску еще два: Арктик СПГ (до 19,8 млн т в год) и Арктик СПГ-2.

Для вывоза газа «Новатэку» требуется целая флотилия газовозов: южнокорейской верфи DSME заказали строительство 15 танкеров ледового класса Arc7. Пока готовую продукцию забирают лишь пять танкеров Arc7 из 15 заказанных в Южной Корее: «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Федор Литке», «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль».

Быстрый рост отрасли приводит некоторым проблемам, на которые обращают внимание эксперты. В частности, рост добывающих мощностей превосходит возможности нашего машиностроения. Поэтому, газовозы ледового класса Arc7 проектировали финны, а строят корейцы. Стоимость контракта – 5.5 млрд долларов. Хорошо, что ледокол «Обь», построенный под этот проект делали в Выборге. Кроме него на верфи ВСЗ (входит в структуру ОСК) строится еще три ледокола, предполагаемый срок выхода – до конца года.

Соседи по глобусу часто обвиняют нас в том, что Россия ничего не делает, сидит и жирует на запасах нефти и газа которые по недоразумению природа разместила в ее недрах. Здесь верно то, что запасы в недрах есть. Но добыча их – вовсе не такое простое дело, как кажется со стороны. Это огромные затраты на геологоразведку. Это проектные работы, строительство добывающих комплексов и заводов по переработке добытого сырья. Даже обычный, трубопроводный газ не идет в Европу по трубам в том виде, в котором он добыт, его требуется «подготовить» к отправке потребителю. Я сам работал на заводе по подготовке конденсата к транспорту. Это огромный комплекс, где работает немалая часть населения стотысячного города. Как обустройство этих территорий давалось нам крайне непросто, так и добыча полезных ископаемых весьма тяжелое занятие, требующее не только работы крепких мужиков-буровиков в 40 градусные морозы, но и серьезного машиностроительного комплекса, серьезных интеллектуальных усилий. А особенно теперь, когда новые месторождения приходится эксплуатировать на шельфе арктических морей.